В
давние времена жил очень богатый человек, совершивший жертвоприношение,
которое требовало, чтобы жертвовавший отдал все, что имеет. Но этот
человек не был искренен, — он хотел приобрести известность и славу
совершившего такое жертвоприношение, пожертвовав предметами,
потерявшими для него ценность, вроде старых, бесплодных и искалеченных
коров.
У этого человека был сын, которого звали
Начикетас. Мальчик видел, что его отец поступил неправильно, что он
нарушил свой обет и должен погибнуть. В Индии отец и мать — живые боги,
и дети в их присутствии не смеют без разрешения ни говорить, ни
что-либо делать, но должны просто стоять. Поэтому мальчик приблизился к
отцу и, не смея обратиться с прямым вопросом, спросил его:
— Кому ты отдашь меня? Жертвоприношение требует, чтобы все было отдано.
Отец был очень огорчен вопросом и отвечал:
— Что ты говоришь, дитя? Разве отец может отдать своего собственного сына?
Мальчик повторил свой вопрос во второй и в третий раз, и отец, рассердившись, сказал наконец:
— Я отдам тебя Яме (богу Смерти).
И
мальчик действительно отправился к Владыке Смерти. Но бога Ямы не было
дома, и юноше пришлось три дня ждать у дверей Владыки Смерти. На третий
день Яма вернулся.
— А, ученый человек, —
сказал он, — ты ждал меня три дня, ничего не евши; ты — гость,
достойный полного уважения. Добро пожаловать! Я очень сожалею, что не
был дома. Но за это я вознагражу тебя. Проси у меня три вещи — по одной
за день ожидания.
— Моя первая просьба, —
сказал мальчик, — чтобы отец перестал на меня сердиться, был добр ко
мне и узнал меня, когда ты разрешишь мне вернуться.
Яма обещал, что это будет исполнено.
Следующая просьба касалась разъяснения относительно жертвоприношения, которое переносило человека на небо.
Затем
мальчик высказал третье желание: «Я в полном недоумении. Когда человек
умирает, то одни говорят, что он после того существует, другие — что
его больше нет. Я хочу получить ваши разъяснения по этой проблеме!»
Этот
вопрос смутил Яму. Он был готов исполнить другие просьбы, но тут
сказал: «Сами боги в древности затруднялись ответить на этот вопрос.
Этот закон нелегко понять. Проси о чем-нибудь другом, не настаивай и
освободи меня от необходимости исполнить эту просьбу». Но Начикетас был
юношей решительным и сказал: «Ты говоришь, Владыка Смерти, что даже
боги сомневались относительно этой проблемы и что нелегко понимать
такие вещи. Но я не могу найти другого, подобного тебе, наставника, и
никакая иная милость не заменит эту».
Тогда Яма
сказал: «Проси сыновей, внуков, которые жили бы по сто лет; проси
скота, слонов, лошадей, золота. Проси земного царства и какой хочешь
долгой жизни. Или выбери другие милости, по-твоему, равные этим. Я могу
дать тебе способность удовлетворить все твои желания. Проси даже о
таких вещах, которые труднее всего получить в этом мире. Вот, посмотри
на этих небесных девушек, на эту музыку, на эти колесницы, подобных
которым не знают смертные; пусть они служат и тебе, о Начикетас, но не
спрашивай меня о тайне смерти».
«Все это, о
Владыка Смерти, вещи преходящие, — сказал Начикетас. — Они истощают
энергию органов чувств. Даже самая долгая жизнь коротка. Оставь у себя
твоих лошадей, танцовщиц и музыкантов. Человека не может удовлетворить
богатство. Разве мы сохраним наши богатства, когда взглянем тебе в
лицо? Нет, мы живем лишь столько, сколько ты захочешь. Поэтому та
милость, о которой я уже просил, единственная, которую я хочу получить
от тебя».
Яме понравилась смелость мальчика, и он сказал:
«Действительно,
дитя мое, совершенство — одна вещь, а наслаждения — другая. Эти две
вещи, имея различные результаты, определяют человека. Тот, кто выбирает
совершенство, становится чистым; тот же, кто выбирает наслаждения, не
достигает истинной цели. Совершенство и наслаждение сами предлагают
себя человеку, и только мудрый исследует их и отличает одно от другого.
Он выбирает совершенство как высшее по сравнению с наслаждением; но
глупый выбирает наслаждение ради своего тела. Ты, Начикетас, обсудив
природу вещей, которых так желают в этом мире, совершенно правильно
отверг их». И затем Яма начал учить Начикетаса тайнам жизни и смерти.
|