В городе Бистаме жили однажды два вельможи, ненавидевшие друг друга
из-за древней вражды. Однако случилось так, что оба они захотели
обучиться секретам человеческой природы и судьбы под началом одного и
того же человека, известного мудреца Али Бега, который жил в отдалённой
части Персии.
Однако Али перед тем, как принять их, написал другому мудрецу, Ибн
Хамзе, который жил неподалёку от Бистама, с просьбой принять двух
вельмож и поговорить с ними от его имени.
Но каждый из них отказался встречаться с Ибн Хамзой.
— Я хочу припасть к корню, а не к ветви, — сказал первый.
Второй сказал:
— Ибн Хамза — никто для меня!
И вот Ибн Хамза начал распространять недостойные слухи о двух
«кандидатах в просветлённые». Через несколько месяцев, заваленные со
всех сторон гадкими слухами, след от которых вёл вне всякого сомнения к
Ибн Хамзе, двое аристократов почувствовали себя задетыми за живое и,
забыв старые обиды, ворвались в дом Ибн Хамзы, полные ярости и гнева.
— Известно ли тебе, о презренный червь, зачем мы пришли в твой дом? — вскричали они, едва завидев Ибн Хамзу.
— Доподлинно известно, — отвечал Ибн Хамза, — вы пришли: во-первых,
потому что Али Бег хотел показать вам, насколько мелочна и ничтожна
ваша «глубокая» неприязнь друг к другу; во-вторых, потому что
необходимо было продемонстрировать, до чего просто управлять вашими
поверхностными чувствами, если я заставил вас прийти сюда, хотя каждый
твёрдо решил не делать этого; в-третьих, хотя вы и не подчинились
указаниям Али Бега, вам стоит знать, что некоторые желания должны быть
доведены до конца; в-четвёртых, вы здесь для того, чтобы стать хотя и
невольными, но учителями людям, присутствующим здесь; в-пятых, Али Бегу
и мне надо было показать местным жителям, любителям подозревать и
распространять слухи, наподобие тех, что я распустил о вас двоих, что
люди сердца — не простая добыча для них, что их пагубные привычки могут
быть обращены против них же; и, наконец, в-шестых, вы здесь, потому что
в последовательности будущих событий, фактов и разъяснений я вижу
перспективу превращения яда в лекарство и оружия в ценный инструмент.
|