Однажды утром Бахауддин Накшбанди пришёл на бухарский базар с
длинным шестом в руках. Он начал кричать хриплым голосом, пока не
собралась толпа, поражённая подобным поведением человека такой
репутации и достоинства. Когда собрались сотни людей, недоумевающих,
что им думать или делать, Бахауддин поднял свой шест и принялся
переворачивать лотки с товаром, и скоро он был окружён грудами овощей и
фруктов. Эмир Бухары послал нарочного к дому Бахауддина, прося его
немедленно явиться во дворец и объяснить своё поведение.
Бахауддин ответил:
— Прикажите собрать законоведов, старших придворных, министров, военачальников и знатнейших купцов города!
Эмир и его советники решили, что Бахауддин сошёл с ума. Решив
потакать его причудам до тех пор, пока они не смогут спровадить его в
Обитель Здоровья, послали за людьми, названными Бахауддином. Когда все
собрались, Бахауддин вошёл в зал приёмов.
— Нет сомнения, — сказал эмир, — что вы, высокочтимый Бахауддин,
понимаете, для чего вы здесь. Вы знаете также, для чего здесь
присутствуют все остальные. Поэтому, пожалуйста, скажите нам всё, что
вы должны сказать.
Бахауддин ответил:
— О Высочайшие Врата Мудрости! Каждому известно, что поведение
человека берётся за показатель его ценности. Это достигло у нас такой
степени, что для того, чтобы человека приветствовали и одобряли, он
должен всего лишь вести себя определённым образом, независимо от того,
каково его внутреннее состояние. И наоборот, если человек просто делает
что-либо, считающееся порицаемым, он сам становится порицаемым.
Правитель сказал:
— Мы всё ещё не понимаем, чему вы пытаетесь нас научить.
Бахауддин ответил:
— Каждый день и каждый час в каждом человеке присутствуют мысли и
несоответствия, которые, если дать им выход, проявят себя действиями
столь же пагубными, как и мои действия на базаре. Моё учение состоит в
том, что эти мысли и несовершенства из-за недостаточного их понимания
так же вредят и задерживают развитие общества и человека, как если бы
он вёл себя разнузданно, и даже более.
— Каково же решение проблемы? — спросил правитель.
— Решение, — сказал Бахауддин, — в том, чтобы осознать, что люди
должны быть улучшены внутренне, а не просто сдерживаться обычаем от
проявления грубости и разрушительности или поощряться за непроявление
их.
|