Однажды один рыбак выловил в море медный сосуд, запечатанный
свинцовой печатью. Это был какой-то странный кувшин — необычной формы,
и рыбак почему-то решил, что в нём спрятаны бесценные сокровища. К тому
же ему не везло в этот день с уловом, а кувшин, даже не окажись в нём
сокровищ, можно было продать меднику. На пробке этого небольшого сосуда
был начертан символ, неизвестный рыбаку, — печать Соломона, царя и
мастера. А внутри него томился грозный и могущественный джинн. Сам
Соломон заключил его в медную темницу и бросил на дно моря, дабы
избавить людей от его козней. Этот мятежный гений должен был пребывать
в заключении до тех пор, пока не появится человек, который сумеет
покорить его и возвратить на путь служения человечеству. Рыбак,
конечно, ничего этого не знал. В его руках находился предмет, который
он собирался исследовать и который мог оказаться ему полезным. Покрытый
изумительно тонким узором, кувшин сверкал и переливался на солнце.
«Конечно, в нём таятся редчайшие драгоценности», — заранее радовался
рыбак.
Забыв изречение: «Человек может пользоваться только тем, чем он
умеет пользоваться», рыбак вытащил пробку и, торопясь увидеть
содержимое сосуда, опрокинул его вверх дном и встряхнул. В кувшине не
было ничего. Он поставил его перед собой на землю и тут вдруг заметил,
что из горлышка выползает тонкая струйка дыма. Вот она стала
завиваться, расти и, спустя мгновение, страшным чёрным столбом
взметнулась к небу и превратилась в огромное и ужасное существо,
которое гулким громоподобным голосом заревело:
— Я — повелитель джиннов, обладатель чудесных сил. Я восстал против
Соломона и по его приказу был заточен в этот сосуд. А теперь я уничтожу
тебя.
Рыбак в ужасе повалился на колени.
— Неужели ты убьёшь своего избавителя?! — воскликнул он.
— Сейчас ты в этом убедишься, — прогремел джинн. — Я — порождение
злого начала, и хотя я несколько тысячелетий томился в этой темнице,
моя сущность духа-разрушителя ничуть не изменилась.
Только теперь человек понял, как жестоко он ошибся, понадеявшись
извлечь выгоду из неожиданного улова и при этом даже не подумав о том,
что за неосторожность можно поплатиться жизнью. Он уж было совсем
приготовился к смерти, но внезапно его взгляд упал на Соломонову печать
на пробке, и его осенило.
—Ты никак не мог выйти из этого кувшина, — сказал он джинну, — разве ты можешь поместиться в нём?
— Как? — взревело чудовище, — ты не веришь мне, повелителю джиннов?!
С этими словами дух снова превратился в тоненькую струйку дыма и
исчез в сосуде. Быстро схватив пробку, рыбак крепко-накрепко запечатал
отверстие и забросил кувшин в море.
Прошло много лет, и вот однажды другой рыбак, внук первого, закинул
свой невод в этом же месте и вытащил тот же самый сосуд. Он поставил
кувшин на песок и уже собирался его откупорить, но остановился в
нерешительности, потому что вспомнил совет, который получил от своего
отца, а тот от своего, и совет этот гласил: «Человек может использовать
только то, что знает, как использовать». Между тем дух, разбуженный
толчками, подал голос из своей медной тюрьмы:
— Сын Адама, кто бы ты ни был, распечатай кувшин и освободи меня, я — повелитель джиннов, обладатель чудесных сил.
Помня завещанный ему совет, юноша осторожно отнёс кувшин в пещеру, а
сам отправился на вершину горы к мудрецу. Он обо всём рассказал мудрому
человеку и спросил, как ему поступить. Мудрец ответил:
— Отец дал тебе правильное наставление, и ты сам должен убедиться в
его правильности, но прежде тебе необходимо знать, как за это взяться.
— Так что же мне делать? — спросил юноша.
— Ты, вероятно, уже знаешь, что бы тебе хотелось сделать?
— Единственное, чего я хочу, — это освободить джинна и получить от
него волшебное знание или много золота и изумрудов, — словом, всё, что
может дать джинн.
— А подумал ли ты, что джинн, оказавшись на свободе, может не дать
тебе всего этого или дать, а потом отнять, ведь у тебя нет средств
сохранить его дары, не говоря уже о том, что ты не знаешь, какие
опасности подстерегают тебя, когда ты станешь владельцем несметных
богатств, ибо «человек может использовать только то, что он знает, как
использовать».
— В таком случае, что вы мне посоветуете?
— Придумай, как заставить джинна проявить свои силы. Испытай его
могущество, но прежде найди способ обезопасить себя. Ищи знание, а не
богатство, потому что богатство без знания бесполезно, и в нём причина
всех наших несчастий.
Итак, молодой человек отправился обратно к пещере, где он оставил
кувшин, по дороге размышляя над словами мудреца. И поскольку юноша был
сообразительным, он быстро разработал собственный план. Подняв кувшин,
он встряхнул его, и в то же мгновение раздался ужасающий, хотя и
приглушенный металлом голос джинна.
—Во имя Соломона могущественного, мир да будет над ним, освободи меня, сын Адама!
— Я не верю, что ты тот, за кого себя выдаёшь. Может ли быть, чтобы
ты был обладателем столь великого могущества, на которое притязаешь?
— Ты не веришь мне?! Разве ты не знаешь, что я не умею лгать?
— Я этого не знаю.
— Но как же мне убедить тебя?
— Можешь ли ты проявить свои силы сквозь стенки сосуда?
— Могу, но с помощью этих сил мне не выбраться на волю.
— Вот и прекрасно. Тогда сделай так, чтобы я узнал истину о том, о чем я сейчас думаю.
В тот же миг рыбак узнал, откуда произошло изречение, которое он
получил по наследству от деда. Он словно бы перенёсся в прошлое и
увидел всё, что произошло между его дедом и джинном, а также осознал,
как передать другим людям способ, которым они могли бы получить от
джинна такое же знание. Ещё он понял, что ничего больше он получить от
джинна не сможет. И тогда он поступил так же, как его дед, — отнёс
кувшин с джинном к морю и забросил его подальше.
С тех пор рыбак не возвращался больше к своему прежнему ремеслу и
всю свою жизнь разъяснял людям опасность попыток пользоваться тем, чем
человек пользоваться не умеет. Но так как немногим людям попадаются
кувшины с джиннами, его последователи, не зная ни одного мудреца,
который мог бы предостеречь их в подобных случаях, извратили то, что
они называли его «учением», и без конца повторяли историю своего
основателя. Спустя какое-то время память о нём превратилась в религию,
и последователи рыбака стали выставлять в богатых храмах, выстроенных
специально для этой цели, самые обыкновенные медные сосуды. Глубоко
почитая рыбака, они старались во всём ему подражать. Кувшин и сейчас,
спустя много столетий, по-прежнему остаётся для этих людей святым
символом и сокровенной тайной. Они пытаются любить друг друга, потому
что любят древнего рыбака. И они собираются по определённым дням, и
облачаются в прекрасные одежды, и совершают тщательно разработанный
ритуал в месте, где он некогда обосновался и устроил своё скромное
жилище. К святому месту толпами стекаются ревностные почитатели.
Неизвестные им ученики того же мудреца живы по сей день; живы и
истинные последователи рыбака. А на дне моря лежит медный кувшин со
спящим джинном.
|