Старательный и усердный искатель истины прибыл в теккию Бахауддина
Накшбанди. Как заведено, он пришёл на духовную беседу и не задавал
никаких вопросов. Когда Бахауддин, наконец, обратился к нему: «Вы
можете спросить меня о чём хотите», — этот человек сказал:
— Шах, до прихода к вам я изучал такую-то философию под руководством
такого-то. Молва о вас дошла до меня, и вот я в вашей теккии. Когда я
слушал вас, ваши речи глубоко запали мне в сердце, и мне бы хотелось
продолжить своё обучение под вашим началом. Однако, поскольку я питаю
благодарность к моим прежним наставникам и увлечён тем, что изучал
ранее, желательно, чтобы вы либо разъяснили их связь с вашими
занятиями, либо помогли мне забыть о них — с тем, чтобы я мог
продолжать учение, сохраняя нераздельное внимание.
Бахауддин сказал:
— Я не в состоянии исполнить ни то, ни другое. Всё, что я могу, так
это уведомить вас о том, что один из самых верных признаков тщеславия —
привязанность к личности и к символу веры и уверенность, что такая
привязанность исходит из высшего источника.
Если человек обожает засахаренные фрукты, он будет именовать их
божественными — если окружающие не имеют ничего против. Зная это, можно
учиться мудрости. Без этого можно обрести лишь привязанность и называть
это благодатью. Человек, которому необходима малумат (информация,
факты), всегда полагает, что нуждается в маарифат (мудрость). Даже если
он действительно человек фактов, он будет считать, что его ближайшая
нужда — мудрость. Лишь тогда он свободен от нужды в фактах, если он —
человек мудрости.
|