Давным-давно жил-был комар по имени Намус, который за свой тонкий ум
был прозван Проницательным Намусом. Однажды, поразмыслив над своей
жизнью и руководствуясь весьма благовидными и вескими причинами, Намус
решил поменять своё жилище. Своим новым обиталищем он избрал ухо одного
слона, ибо такого рода дом казался ему самым подходящим и удобным.
Итак, оставалось только осуществить задуманное, так что вскоре Намус обосновался в просторном и очень уютном ухе.
Спустя какое-то время Намус произвёл несколько поколений комаров. В
жизни его периоды напряжённого труда чередовались с периодами отдыха и
покоя, радость сменялась печалью, поиски увенчивались достижениями;
словом, судьба его была судьбой всех комаров на свете.
Ухо слона было его домом, и, как бывает в таких случаях, он
чувствовал, что вся его жизнь, его история, само его существо
неразрывно связано с этим местом. Это ощущение он постоянно поддерживал
в себе, пока оно не стало частью его самого. Ухо было таким тёплым,
таким уютным, таким просторным. Здесь ему довелось так много всего
пережить…
При въезде в этот дом, Намус, естественно, не обошёлся без
приличествующих случаю церемоний вежливости. Прежде чем въехать в новое
жилище, он изо всей мочи пропищал слону о своем решении.
— О слон, — закричал он, — знай, что никто иной, как я, комар Намус,
по прозвищу Проницательный, собираюсь поселиться здесь. И так как это
твоё ухо, то я, желая соблюсти обычай, сообщаю тебе о моём решении.
Слон не возразил.
И Намус вселился, совершенно не подозревая о том, что слон попросту
его не услышал. Если уж быть справедливым, он и не почувствовал
вселения комара со всем его многочисленным семейством в своё ухо. Не
будучи от природы неучтивым созданием, он просто даже и не знал о
существовании какого-то там комара.
Но вот прошло какое-то время, и Намус, побуждаемый вескими и
неотлагательными причинами, решил снова поменять своё жилище. И, как в
первый раз, он решил, что сделать это он вправе только в соответствии с
установленной и освящённой веками традицией. Он стал заранее готовиться
к тому, чтобы объяснить слону своё решение — покинуть его ухо.
Итак, окончательно утвердившись в своём решении и хорошо
отрепетировав прощальный монолог, он прокричал его слону в самое ухо.
Но не получил никакого ответа.
Он крикнул ещё раз, но слон по-прежнему хранил молчание. Тогда
Намус, полный решимости заставить всё-таки слона услышать его
назойливые, но красноречивые слова, набрал полную грудь воздуха и в
третий раз прокричал:
— О слон, знай, что я, Проницательный Намус, намерен покинуть свой
очаг и дом, оставить свою резиденцию в твоём ухе, в котором я так долго
прожил. И для этого у меня есть вполне веские основания, и я хочу их
тебе изложить.
Наконец, слова комара достигли слуха слона, и он сумел их разобрать.
Пока он их обдумывал, комар продолжал:
— Что ты мне ответишь на это? Каково твоё мнение об этом?
Слон медленно поднял свою огромную голову и протрубил:
— Ступай с миром, ибо поистине твой уход имеет для меня такое же значение, какое имел твой приход.
Эта притча о Проницательном Намусе, на первый взгляд, может
показаться язвительным намёком на предполагаемую бесполезность жизни.
Такое понимание притчи, сказал бы суфий, говорит о невосприимчивости
читателя!
Какой внутренний смысл должен быть подчёркнут в этой истории, так
это недостаток человеческих суждений об относительной значимости
жизненных ценностей. Человек часто полагает вещи, в действительности
имеющие огромное значение, неважными, тогда как обыденные, по его
мнению, — очень существенны.
|