Однажды Хызыр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.
— Наступит такой день, — сказал он, — когда вся вода в мире, кроме
той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем на смену ей появится
другая вода, и люди сойдут от неё с ума.
Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал запас воды
побольше и спрятал её в надёжном месте. Затем он стал поджидать, когда
вода изменится. В предсказанный день все реки иссякли, колодцы высохли,
и тот человек, удалившись в своё убежище, стал пить из своих запасов.
Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили своё
течение; и тогда он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил,
что они говорят и думают совсем не так, как прежде, что с ними
произошло то, о чём их предостерегали, но они не помнят этого. Когда же
он попытался с ними заговорить, то понял, что они принимают его за
сумасшедшего, выказывая ему враждебность либо сострадание, но никак не
понимание. Поначалу он не притрагивался к новой воде, каждый день
возвращаясь к своим запасам. Однако, в конце концов, он решился отныне
пить новую воду — потому что выделявшие его среди остальных поведение и
мышление сделали его жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды и
стал таким же, как все. И начисто забыл о своём запасе иной воды.
Окружающие же его люди смотрели на него как на сумасшедшего, который
чудесным образом излечился от своего безумия.
Легенду эту неоднократно связывали с Зу-н-Нуном аль-Мисри, египтянином,
который умер в 860 году и считается её автором. Предполагают также, что
эта сказка связана по меньшей мере с одной из форма братства вольных
каменщиков. Во всяком случае, Зу-н-Нун — самая ранняя фигура в истории
дервишей ордена Кассирийа, который, как часто указывалось западными
исследователями, имел поразительное сходство с братством масонов.
Считают, что Зу-н-Нун раскрыл значение фараонских иероглифов. Данный
вариант рассказа приписывается Саиду Сабиру Али-шаху, святому из ордена
Чиштийа, который умер в 1818 году.
Идрис Шах
|