Некий интеллектуал, учёный с вышколенным умом, приехал однажды в
одно селение. Ему хотелось, в виде упражнения и развлечения, узнать,
насколько различными могут быть мнения жителей этой местности об одном
и том же предмете. Войдя в караван-сарай, он спросил сидевших там
людей, кто в их селении самый правдивый человек и кто самый отпетый
лжец. Все единодушно признали самым большим лжецом селянина Казаба, а
самым правдивым человеком Растгу. Учёный посетил того и другого,
каждому из них задавая один и тот же вопрос:
— Какой дорогой лучше всего добраться до следующей деревни?
Растга Правдивый посоветовал идти горной дорогой. Казаб Лжец указал
тоже на горную дорогу. Это, конечно, весьма озадачило исследователя.
Тогда он обратился с этим вопросом к другим жителям селения. Одни
сказали, что лучше всего добираться по реке. Другие, что через долину.
Третьи также советовали идти через горы. Итак, он пошёл горной дорогой,
но теперь к основной цели его путешествия прибавилась ещё одна — во что
бы то ни стало узнать, почему совпали ответы самого правдивого и самого
лживого. Добравшись до следующего селения, учёный остановился на
постоялом дворе и рассказал свою историю, закончив её такими словами:
— Конечно, основную логическую ошибку я допустил в том, что попросил
невежественных людей указать правдивого и лжеца. Я прекрасно добрался
сюда горной дорогой.
Один мудрый человек из тех, кто слышал его рассказ, сказал:
— Следует признать, что логически мыслящим людям присуща слепота.
Поэтому им приходится обращаться за помощью к другим. Но данный случай
объясняется не только этим. Дело вот в чём: самый легкий путь сюда —
река, поэтому лжец и посоветовал идти горной дорогой. Правдивый же
человек был не только правдив — он заметил, что у вас есть осел, на
котором вы сможете легко преодолеть горный хребет. Лжец же оказался
невнимательным; поэтому он не подумал о том, что у вас нет лодки —
иначе он советовал бы вам добраться по реке.
|