Однажды случилось так: царевич своим дурным поведением разгневал
отца. И уж так он повёл себя неделикатно, так не по-царски, что отцу
пришлось изгнать его из королевства.
Царь думал, что сын раскается, попросит прощения и вернётся обратно.
А царевич просто исчез. Он не пытался искать связи с отцом. Можно было
подумать, что он только и ждал, как бы сбежать из царства, как бы
сбежать от дворца и от отца. Он бродил поблизости от царства, связался
с компанией пьяниц, картёжников и проституток — худшим сбродом, какой
только можно найти. Он стал одним из них, но не только — постепенно он
стал их вожаком.
Прошло много лет. Отец всё старел и старел и всё тревожился о
благополучии своего единственного сына. Видя приближающуюся смерть, он
послал одного из самых умных своих министров вернуть сына обратно.
Министр отправился в роскошной золотой карете, с множеством слуг. На
некотором расстоянии от лагеря оборванцев была раскинута величественная
золотая палатка. Министр послал гонца к царевичу, сам же не стал себя
утруждать. Он остался вне лагеря: войти туда было ниже его достоинства.
Министр пытался найти контакт с царевичем, но общение было невозможно:
расстояние уж слишком велико. Так ничего у него не получилось, и он
вернулся обратно.
Тогда послали другого, более мужественного. Он был отважен, он понял
причину неудачи первого посланца: первый министр не мог общаться. И он
поступил по-другому: он отправился одетый, как простолюдин, и без
всяких слуг. Он смешался с этой компанией. Он стал у них своим; и
постепенно, мало-помалу, ему самому полюбилась их свобода. Во дворце
было, как в тюрьме: никакой свободы. А здесь каждый был абсолютно
свободен. Никто никому не мешал, каждый был предоставлен сам себе.
Второй министр тоже не выполнил поручения: он сам больше не вернулся
во дворец дать отчёт царю. Царь очень обеспокоился. Казалось, ничего
нельзя сделать. Он обратился с просьбой к третьему министру, не только
мужественному, но и мудрому. Это была последняя попытка.
Третий министр попросил трёхмесячный отпуск, чтобы подготовиться.
Только тогда, мол, не раньше, он сможет отправиться в путь. Царь
спросил:
— К чему ты собираешься готовиться?
Он ответил:
— К тому, чтобы помнить себя.
И ему был дан трёхмесячный отпуск. Он отправился к Мастеру, чтобы
достигнуть большей полноты сознания. Вести себя так, как первый
министр, было абсолютно бессмысленно: общение было невозможно. Второй
поступил лучше, но тоже потерпел неудачу: не сумел помнить себя.
Поэтому он сказал Мастеру: «Помоги мне, чтобы я мог помнить себя и
помнить, что я пришёл из дворца, чтобы выполнить очень важное
поручение».
Три месяца прошли в обучении. Затем он отправился. Он повёл себя так
же, как второй. Оделся простолюдином и отправился к ним пьяницей. Но он
только сделал вид. На самом деле он не был пьяницей. И он жил со всей
этой честной компанией, делая вид, что он пьяница, делая вид, что он
картёжник, и даже делая вид, что влюбился в проститутку. Но всё это
была видимость — на самом деле он действовал. И постоянно, как
подводное течение, он спрашивал себя: «Кто я? Зачем я пришёл сюда? Для
чего?» Он наблюдал себя. Он был наблюдатель. И добился, чего хотел.
|