Случилось так, что у Эпикура был сад, совсем рядом с Афинами. Он
тоже был одним из редчайших людей, совсем как Чжуан-цзы. Он не веровал
в Бога, он не веровал ни во что, так как верование — чепуха. Веруют
только глупые люди. У человека понимание есть вера, а не верование.
Вера — это совсем другое. Вера означает верить жизни, верить ей
настолько абсолютно, что вы готовы идти с ней, куда угодно.
… У него был маленький садик, и он жил там со своими учениками. Люди
думали, что он — атеист, аморальный человек. Он не веровал в бога, он
не веровал в писания, он не веровал ни в один храм, он был атеистом. Но
он жил настолько величественно! Его жизнь была превосходной,
великолепной, хотя у него ничего и не было, хотя они и были очень бедны.
О них услышал царь и захотел посмотреть, как они живут и как они могут быть счастливы без верований.
Если вы не можете быть счастливы даже с верованием в бога, как эти люди могли быть счастливы без бога?
Поэтому он как-то вечером отправился посетить сад Эпикура. Он был
действительно удивлён, потрясён, — это было чудом: у них не было
ничего, почти ничего, но они жили, как императоры. Они жили, как боги.
Вся их жизнь была праздником. Когда они шли к реке искупаться — это
было не просто купание, это был танец с рекой, это было настройкой с
мелодией реки. Они пели, танцевали и плавали, и прыгали, и ныряли.
Их еда была праздником, пиром, а у них не было ничего — лишь хлеб и
соль, даже масла не было. Но они чувствовали такую благодарность, что
только быть уже было достаточно, ничего больше не было нужно.
На царя это произвело очень большое впечатление, и он спросил Эпикура:
— В следующий раз, когда я приду, я хотел бы принести тебе что-нибудь в подарок. Чего бы ты хотел?
Эпикур сказал:
— Дай нам время подумать, мы никогда не думали, что кто-то может
давать нам подарки. Ведь у нас так много подарков от природы. Но если
ты настаиваешь, тогда принеси немного масла, и ничего больше. Сделай
только это.
Жизнь может стать праздником, если вы знаете, как жить без заботы.
Иначе жизнь становится длинной продолжительной болезнью и страданием,
которые завершаются только в смерти.
|