Рибху учил своего ученика Нидагху Высочайшей Истине Единого
Брахмана, но Нидагха, несмотря на свою эрудицию и рациональное
понимание, не достиг достаточной убеждённости, чтобы принять и
следовать Пути джнаны. Он поселился в своём родном городке и посвятил
жизнь соблюдению религиозных обрядов и ритуалов. Но Мудрец любил своего
ученика так же глубоко, как тот своего Учителя. Несмотря на возраст,
Рибху сам собрался пойти к ученику, чтобы посмотреть, насколько далеко
последний ушёл от ритуализма. При этом Мудрец переоделся, чтобы
наблюдать действия Нидагхи, не будучи узнанным.
Однажды переодетый деревенским жителем Рибху, в конце концов, нашёл
Нидагху, когда тот внимательно наблюдал за царской процессией. Он
спросил о причине суматохи и узнал, что в процессии присутствует сам
царь.
— О! Сам царь! Он участвует в процессии! Но где он? — спросил мудрец, одетый крестьянином.
— Тут, на этом слоне, — отвечал Нидагха.
— Вы говорите, что царь на этом слоне. Да, я вижу двоих, — сказал крестьянин. — Но который из них царь и который слон?
— Что! — воскликнул Нидагха. — Ты видишь двоих, но не знаешь, что
человек сверху — это царь, а животное снизу — слон? О чём с тобой
говорить?
— Умоляю, не будьте столь раздражительны с таким невеждой, как я, —
попросил селянин. — Но вы сказали «сверху» и «снизу». Что означают эти
слова?
Нидагха этого больше не мог вынести.
— Ты видишь царя и слона, первый вверху, второй — внизу. Однако ты
хочешь знать, что означает «вверху» и «внизу»? — взорвался Нидагха. —
Если вещи, которые ты видишь, и слова, которые слышишь, так мало
говорят тебе, то только действие может научить тебя. Наклонись вперёд,
и ты всё очень хорошо узнаешь.
Крестьянин сделал так, как его просили. Нидагха уселся ему на плечи и сказал:
— Сейчас ты поймёшь. Я нахожусь сверху, как царь, а ты — снизу, как слон. Теперь ясно?
— Нет, однако, неясно, — спокойно ответил Учитель. — Вы говорите,
что находитесь сверху, подобно царю, а я внизу, подобно слону. «Царь»,
«слон», «верх» и «низ» — до сих пор всё понятно. Но умоляю сказать, что
вы имеете в виду под «я» и «ты»?
Когда Нидагха был поставлен лицом к лицу со сложнейшей проблемой
определения «ты» отдельно от «я», то он озарился свыше, сразу спрыгнул
на землю и упал к ногам Учителя, говоря:
— Кто ещё, кроме моего почтенного Учителя Рибху, мог так повернуть
мой ум от этих поверхностных представлений физического существования к
подлинному Бытию Самости, Истинного Я! О милостивый Учитель, я прошу
Вашего благословения.
|