В давние времена жил очень богатый человек, совершивший
жертвоприношение, которое требовало, чтобы жертвовавший отдал всё, что
имеет. Но этот человек не был искренен. Он хотел приобрести известность
и славу совершившего такое жертвоприношение, пожертвовав предметами,
потерявшими для него ценность, вроде старых, бесплодных и искалеченных
коров.
У этого человека был сын, которого звали Начикетас. Мальчик видел,
что его отец поступил неправильно, что он нарушил свой обет и должен
погибнуть. В Индии отец и мать — живые боги, и дети в их присутствии не
смеют без разрешения ни говорить, ни что-либо делать, но должны просто
стоять. Поэтому мальчик приблизился к отцу и, не смея обратиться с
прямым вопросом, спросил его:
— Кому ты отдашь меня? Жертвоприношение требует, чтобы всё было отдано.
Отец был очень огорчён вопросом и отвечал:
— Что ты говоришь, дитя? Разве отец может отдать своего собственного сына?
Мальчик повторил свой вопрос во второй раз и в третий раз, и отец, рассердившись, сказал наконец:
— Я отдам тебя Яме (богу Смерти).
И мальчик действительно отправился к Владыке Смерти. Но бога Ямы не
было дома, и юноше пришлось три дня ждать у дверей Владыки Смерти. На
третий день Яма вернулся.
— А, учёный человек, — сказал он, — ты ждал меня три дня, ничего не
евши; ты — гость, достойный полного уважения. Добро пожаловать! Я очень
сожалею, что не был дома. Но за это я вознагражу тебя. Проси у меня три
вещи — по одной за день ожидания.
— Моя первая просьба, — сказал мальчик, — чтобы отец перестал на
меня сердиться, был добр ко мне и узнал меня, когда ты разрешишь мне
вернуться.
Яма обещал, что это будет исполнено.
Следующая просьба касалась разъяснения относительно жертвоприношения, которое переносило человека на небо.
Затем мальчик сказал третье желание:
— Я в полном недоумении. Когда человек умирает, то одни говорят, что
он после того существует, другие — что его больше нет. Я хочу получить
ваши разъяснения по этой проблеме!
Этот вопрос смутил Яму. Он был готов исполнить другие просьбы, но тут сказал:
— Сами боги в древности затруднялись ответить на этот вопрос. Этот
закон нелегко понять. Проси о чём-нибудь другом, не настаивай и
освободи меня от необходимости исполнить эту просьбу.
Но Начикетас был юношей решительным и сказал:
— Ты говоришь, Владыка Смерти, что даже боги сомневались
относительно этой проблемы и что нелегко понимать такие вещи. Но я не
могу найти другого, подобного тебе, наставника, и никакая иная милость
не заменит эту.
Тогда Яма сказал:
— Проси сыновей, внуков, которые жили бы по сто лет; проси скота,
слонов, лошадей, золота. Проси земного царства и какой хочешь долгой
жизни. Или выбери другие милости, по-твоему, равные этим. Я могу дать
тебе способность удовлетворить все твои желания. Проси даже о таких
вещах, которые труднее всего получить в этом мире. Вот, посмотри на
этих небесных девушек, на эту музыку, на эти колесницы, подобных
которым не знают смертные; пусть они служат тебе, о Начикетас, но не
спрашивай меня о тайне смерти.
— Всё это, о Владыка Смерти, вещи преходящие, — сказал Начикетас. —
Они истощают энергию органов чувств. Даже самая долгая жизнь коротка.
Оставь у себя твоих лошадей, танцовщиц и музыкантов. Человека не может
удовлетворить богатство. Разве мы сохраним наши богатства, когда
взглянем тебе в лицо? Нет, мы живём лишь столько, сколько ты захочешь.
Поэтому та милость, о которой я уже просил, — единственная, которую я
хочу получить от тебя.
Яме понравилась смелость мальчика, и он сказал:
— Действительно, дитя моё, совершенство — одна вещь, а наслаждения —
другая. Эти две вещи, имея различные результаты, определяют человека.
Тот, кто выбирает совершенство, становится чистым; тот же, кто выбирает
наслаждения, не достигает истинной цели. Совершенство и наслаждение
сами предлагают себя человеку, и только мудрый исследует их и отличает
одно от другого. Он выбирает совершенство как высшее по сравнению с
наслаждением; но глупый выбирает наслаждение ради своего тела. Ты,
Начикетас, обсудив природу вещей, которых так желают в этом мире,
совершенно правильно отверг их.
И затем Яма начал учить Начикетаса тайнам жизни и смерти.
|