Многие великие ребе были потомками других великих ребе. Однажды
Мордехая ха-Коэна попросили рассказать о его дедушке, ребе Шаломе, о
котором уже никто ничего не помнил. Тот сказал:
— Воистину, он был Ламед Вавник, скрытым святым. Днём он зарабатывал
себе на жизнь искусством ювелира, при этом оставаясь сосредоточенным на
тайнах Торы. А по ночам он поднимался с постели для изучения Каббалы. И
это ещё не всё: мой дедушка, как это было принято среди благочестивых
людей, отдавал десятую часть своих заработков беднякам.
— При всём моём уважении, ребе, — сказал собеседник, — должен
заметить, что в этом нет ничего необычного. Многие из нас размышляют о
Торе днём и изучают Каббалу по ночам. И каждый иудей обязан отдавать
десятую часть своих заработков беднякам.
— Но это ещё не всё, — улыбнулся ребе. — Мой дедушка отдавал на
цедака (пожертвование) не только десять процентов от своих доходов, но
и десять процентов от суммы убытков.
— Не уверен, что понимаю вас, — сказал собеседник.
— Однажды, очищая золото, он допустил ошибку в технологии и потерял
много денег. Он вычислил десятую часть из этого убытка, затем взял
соответствующую сумму из своих сбережений и раздал бедным.
— Но по закону требуется давать только от доходов, ведь, давая от убытков, мы только усугубляем своё положение.
— Поэтому я и говорю, что мой дедушка был цадик (праведник). Он
считал, что мы должны благодарить Бога за всё, что к нам приходит, —
как хорошее, так и плохое. И ещё он считал, что бедняки не должны
страдать из-за его ошибок. Поэтому он благодарил Бога, как за доходы,
так и за убытки, отдавая беднякам по десять процентов того и того.
Комментарий Рами Шапиро
Великодушие — очень важная составляющая духовной жизни, ибо оно
является отражением в нашем сознании взаимосвязи всех живых существ.
Иудаистские законы устанавливают минимум, который необходимо отдавать
бедным: десять процентов своих доходов. Но хасид, который учится
состраданию у самого Бога, делает больше, чем велит буква закона. Так
ребе Шалом отдавал беднякам и по десять процентов от суммы своих
убытков.
Возможно, ты не возносился до такого уровня святости, однако твоя
связь со всем сущим не слабее, чем у ребе Шалома. Вопрос вот в чём:
насколько ты великодушен? Отвечаешь ли ты хотя бы минимальным
требованиям цедака или же склонен меньше давать и больше получать? В
следующий раз, когда ты задашься вопросом, каковы твои успехи на
духовном пути, загляни не только в священные книги, стоящие у тебя на
полке, но и в свою чековую книжку.
|