Ребе Зуся из Аниполя отправился повидать своего ребе-наставника, Дов Бера, Маггида из Межирича.
— Слышал я, ребе, — сказал Зуся, — будто есть некие Десять Принципов
богослужения, я же о них знать не знаю. Вот и пришёл к вам в надежде им
обучиться.
— Сам я научить тебя не в состоянии, — ответил Дов Бер, — зато знаю тех, кто очень даже мог бы.
— И кто же это? — удивился ученик.
— Первым трём принципам научишься у ребёнка, а остальным семи — у вора.
И, поскольку ученик всем своим видом показывал полное непонимание, Маггид объяснил:
— У ребёнка легко научиться таким трём вещам: веселиться без
причины; ни минуты не тратить впустую; громко требовать того, что
хочешь. А у вора — таким семи вещам: свершать свою работу втайне; если
не кончил дело в одну ночь, возвращаться к нему на следующую; любить
собратьев по ремеслу; рисковать жизнью ради достижения цели; быть
готовым променять всё, что имеешь, на самое, казалось бы, пустячное,
однако новое приобретение; не бояться никаких препятствий; быть верным
своему ремеслу, не допуская даже мысли о том, чтоб сменить его на
другое.
Комментарий Рами Шапиро
Человек обожает всяческие системы: Десять Заповедей, шестьсот тринадцать Мицвос,
Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь, Двенадцать ступеней…
Системы внушают ему уверенность: сделаешь «это» — получишь «то».
Системы вызывают ощущение контроля над ситуацией. А кому, признаемся
честно, хотелось бы иного? Но вот перед нами ребе Зуся, которому нужно
изучить Десять Принципов богослужения, и его наставник, Маггид
из Межирича, который не понимает, как этому вообще можно научить. Как и
все великие духовные истины, эти Десять Принципов невозможно преподать
— ими можно только жить.
|