Однажды ребе Нафтали из Ропшиц поймал своего сына Элиэзера на какой-то шалости.
— Я не виноват, — заявил мальчишка. — Виноват Бог. Он дал мне йецер
ха-ра (одна из двух природных сил — склонность ко злу), который только
и делает, что толкает меня на всякие проказы. Так что ругай не меня, а
Бога!
Ребе Нафтали нахмурился, затем улыбнулся и ответил сыну:
— Бог дал тебе йецер ха-ра в качестве наставника.
— Наставника? И чему же я могу научиться у этого злодея?
— Стойкости и упорству, — сказал ребе Нафтали. — Посмотри, как
прилежно делает своё дело йецер ха-ра. Не зная ни скуки, ни усталости,
исполняет миссию, возложенную на него Богом, — соблазнять людей на
эгоистические действия. Ты тоже должен неустанно делать то, для чего
тебя создал Бог, — преодолевать йецер ха-ра.
Элиэзер внимательно выслушал отца и, когда тот закончил, возразил:
— Но ты забыл одну очень важную вещь, папа.
— Что именно?
— Йецер ха-ра выполняет свою задачу безупречно, поскольку у него нет
своего йецер ха-ра, который мешал бы ему делать порученное Богом. А у
людей всё совсем иначе, ибо «грех у дверей лежит». Всякий, раз, когда
мы открываем дверь нового опыта, нас за порогом ждёт йецер ха-ра и
подбивает на сомнительные проделки.
Комментарий Рами Шапиро
Каждая дверь таит за собой свои опасности. В каждую секунду нам
приходится делать выбор, отдавая себе отчёт, каким побуждением мы
руководствуемся: йецер ха-ра — или йецер ха-тов?
Или же нам удастся следовать и тому и другому? Мы следуем йецер ха-ра,
когда удовлетворяем потребности своего эго, и следуем йецер ха-тов,
учитывая и уважая права и интересы окружающих. Сумеешь ли ты
реализовать обе склонности, уравновесив побуждения эго и интересы
окружающих? Сумеешь ли ты жить полнокровной жизнью и при этом
сознавать, что мир, в котором ты живёшь, свят?
Ссылка на притчу
или так
Помехи
|