Однажды зимой к ребе из Ведислава, отцу пятилетнего Симхи Бунима,
пришла целая делегация учёных раввинов. Ребе подал гостям пищу, усадил
их за стол и, когда они начали трапезу, обратился к сыну:
— Симха, пойди-ка подыщи новое толкование законов гостеприимства, чтобы было что рассказать нашим гостям.
Мальчик встал из-за стола и вышел в соседнюю комнату. Несколько
минут спустя он вернулся. Гостей изумило его быстрое возвращение.
Действительно, Симха Буним проявлял недюжинные способности при изучении
Торы , но все полагали, что даже ему не под силу найти новое и
неожиданное толкование законов гостеприимства в столь короткий срок.
Однако отец приветливо улыбнулся мальчику и спросил:
— Итак, сынок, ты нашёл новое толкование Торы?
Симха сказал, что да, нашёл, и что он с удовольствием поделится им
после того, как гости закончат трапезу. Когда все насытились, ребе
опять повернулся к сыну.
— Мне нечего сказать, папа, — произнёс мальчик, — но я хотел бы кое-что вам показать.
Отец и его гости ожидали нового толкования Закона, и теперь они были несколько озадачены. Симха сказал:
— Ну, пойдёмте же, и я вам всё покажу.
Собравшиеся отправились вслед за ним в соседнюю комнату. И там все
действительно увидели его интерпретацию гостеприимства: мальчик
застелил каждому из гостей постель; на кроватях лежали взбитые подушки
и аккуратно свёрнутые одеяла.
— И что же нового в твоём толковании, малыш? — спросил один из гостей.
— При всём моем уважении к вам, Учитель, — ответил Симха Буним, —
если бы я обеспечил вас просто новыми словами, вы бы отдохнули только в
своём воображении.
Комментарий Рами Шапиро
Хасиды говорят о трёх облачениях души, благодаря которым
Божественное нисходит в мир. Мы воспринимаем эти облачения как мысль,
слово и деяние. Мысль влечёт за собой слово, в свою очередь слово
влечёт за собой деяние. Качество каждого из облачений зависит от
чистоты того, что ему предшествует. Таким образом, в конечном итоге всё
определяется качеством мысли.
Все три облачения даются человеку от рождения. Вначале они чисты, но
со временем их пятнает эгоизм, и тогда они нуждаются в чистке. Ты
начинаешь думать только о себе, говоришь только о своих потребностях,
твои действия направлены на удовлетворение собственных нужд за счёт
эксплуатации других людей. Цель духовной практики — очищение облачений
души.
С чего начать? Поскольку мысль — основа, можно предположить, что
начинать нужно именно с неё. Но это всё равно что мыть окно грязной
водой — только размажешь грязь по стеклу. Чтобы действительно очистить
мысль, нужно не думать, а действовать. Именно это инстинктивно понимал
Симха Буним и должны понять мы. Если хочешь познать Бога, начни в своих
действиях подражать Ему, сообразуя их с Божественными справедливостью и
милосердием.
|