Как-то раз Симха Буним поведал своим ученикам:
— На днях пришёл ко мне человек с жалобой, что после сорокадневного
поста так и не сподобился узреть Илияху ха-Нави (Илью-пророка), хотя
именно это обещали ему святые книги. И тогда я рассказал ему такую
историю:
Баал Шем Тов, — да благословенна будет его память, — однажды
отправился в долгое путешествие. А, как вам известно, он обладал силой
Кфицас хадерек, — то есть умел сжимать пространство и преодолевать
огромные расстояния в мгновение ока. И всё же, чтобы скрыть эту свою
способность, он ездил в обычном конном экипаже.
Во время того путешествия, о котором мой рассказ, его лошади стали
беседовать между собой: «Обычных лошадей кормят в каждой деревне, а мы
проносимся мимо селений без остановки. Может, мы не лошади, а люди и
станем есть в корчме где-нибудь на постоялом дворе».
После того как они без остановки промчались мимо многих постоялых
дворов, лошади рассудили: «Ага, стало быть, мы даже не люди. Мы —
ангелы, ибо им в пути не требуется ни еда, ни питьё».
В конце концов, Бешт прибыл, куда собирался. Лошадей отвели в
конюшню и поставили перед каждой по мешку с овсом. И они набросились на
еду, как это сделал бы любой оголодавший жеребец.
«Так вот, — сказал я посетителю, — у тебя тот же случай. Ты
постишься и воображаешь себя ангелом, достойным встретить Илью-пророка.
Но по окончании поста набрасываешься на еду всё равно что те лошадки».
— Понимаете? — закончил Симха Буним. — Кто из нас лучше этого человека?
Комментарий Рами Шапиро
Духовная гордыня — величайшее препятствие на пути хасида. Практикуя
то или иное духовное упражнение, мы воображаем, будто приближаемся к
святости. Это — гордыня. Качество духовной практики зависит от качества
твоего намерения (каввана). Существует лишь одно верное намерение:
выполнять действие ради самого действия (иудеи называют это ли-шма).
Заниматься духовной практикой ради того, чтобы получить что-то взамен,
— идолопоклонство.
Человек из истории о Симхе Буниме постился, дабы узреть
Илью-пророка. Им двигала гордыня. В своём эгоизме он был не умней
лошадей Бешта, которые полагали, что им помогает двигаться не дух, но
их необыкновенная сила. А какое отношение это всё имеет к тебе?
Вспомни, когда тобой владела духовная гордыня? Когда ты с гордостью
отпускал замечание о том, что являешься адептом такого-то учения,
учеником такого-то гуру или, возможно, даже учителем некой
эзотерической дисциплины? Давно ли ты в последний раз возносил молитвы
у капища духовных достижений и личной силы? Вспомни такие моменты,
признай их и в них покайся. А потом пойди перекуси.
|