Жили-были два беса-пишача. Они совместно владели одним коробом,
одним посохом и одним башмаком. Бесы спорили между собой, каждый из них
хотел завладеть этим имуществом. Оба беса суетились, и целый день не
могли успокоиться.
В это время какой-то человек услышал их спор и спросил:
— Что особенного в этом коробе, посохе и башмаке, что вы ссоритесь из-за них и пребываете в таком гневе?
Бесы ответили:
— Из этого нашего короба можно достать любую одежду, пищу,
постельное бельё — всё, что нужно для жизни, мы достаём оттуда. Стоит
только взять в руки этот посох, как противник изъявляет покорность и
уже не смеет с тобой спорить. Надевший этот башмак оказывается в
состоянии беспрепятственно подняться в воздух.
Выслушав бесов, человек сказал им:
— Отойдите-ка отсюда немного, и я разделю между вами всё поровну.
Бесы, услышав такое, отбежали подальше, а человек тут же схватил
короб, взял посох, надел башмак и взлетел. Оба беса опешили: вдруг
нечего стало добиваться. А человек сказал им:
— Я забрал то, из-за чего вы спорили, теперь вам не из-за чего будет ссориться.
Бесы-пишача — это намёк на всех злых духов и еретиков. Коробу
подобна раздача милостыни: с неё начинается всё, что нужно для
существования всех пяти разрядов существ: души грешника, голодного
духа, животного, человека и небожителя. Посоху подобно погружение в
созерцание: оно уничтожает разбойников — злобу и треволнения этого
мира. Башмаку подобно соблюдение обетов: оно непременно возвысит
человека до небожителя. Спор всех злых духов и еретиков о коробе — это
намёк на то, что люди, «имеющие течь» (в хорошо развитый ум не
просачивается вожделение), всеми силами ищут воздаяния, но так ничего и
не достигают. Только в том случае, если они смогут усовершенствоваться
в добрых деяниях да ещё совершать даяния, соблюдать обеты, погружаться
в созерцание, то получат избавление от страданий и достигнут плодов
истинного Пути.
|