Учитель из Восточного Предместья спросил Чжуан-цзы:
— Где находится так называемый путь?
— Повсюду, — ответил Чжуан-цзы.
— Приведите пример, тогда лишь сумею понять.
— В муравье.
— А ещё ниже?
— В куколе.
— А ещё ниже?
— В черепице.
— А самое низкое?
— В моче и в кале.
Учитель из Восточного Предместья промолчал.
— Ваши вопросы, учитель, конечно, не были достойны сущности, —
сказал Чжуан-цзы. — Чтобы постичь путь, вы спрашиваете, словно у
надзирателя на рынке, как пинают свинью, узнавая, насколько жирна: чем
ниже, тем яснее. Только вам не обязательно приводить пример — нет вещи,
которая бы пути избежала. Таков истинный путь, таковы же и слова о
великом. Есть три слова: Чжоу, Бянь, Сянь. Звучат они различно, а
сущность одна, они обозначают одно — «повсюду». Попытаемся вместе
странствовать по дворцу «Нигде», и суждениям о единстве общего не будет
конца и предела. Попытаемся вместе с Недеянием стать простыми и
спокойными, бесстрастными и чистыми, гармоничными и праздными!
Отвлеклась бы от всего моя мысль, куда бы ни направилась, не знала бы
предела, уходила бы, возвращалась и не знала бы, где остановиться. И я
бы уходил и возвращался, не ведая, где она закончится, бродил бы по
необъятным пространствам, вступил бы в область великого познания и не
ведал бы, как его исчерпать. Вещество в вещах не отграничено от вещей,
но вещи обладают пределом, так называемой границей вещи. Предел же
беспредельного — это бесконечность конечного. Мы говорим о наполненном
и пустом, об увядании и смерти. Для пути же наполненное не наполнено,
пустое не пусто. Начало и конец для него не начало и конец; скопление и
распад для него не скопление и не распад.
|