Бысть во граде Филуяне царь, именем Аггей, славен зело. И
по времени приключишася стояти ему в церкви у Божественныя литургии и чтущу
иерею святое Евангелие, егда иерей, прочтя строки евангельския, внемлет
писано: «Богата обнищают, а нищий обогатеют!» Слышав же то царь и возъярися,
и рече царь: «Писано ложно есть сие писание: евангельское слово, а неправда!»
И глаголет царь: «Аз есмь богат зело и славен; како мне обнищати, а нищему обогатети
против меня?» Егда ж оттольи (?) ужасти наполнися, и повеле царь иерея посадити
в темницу, а лист повеле из Евангелия выдрать. И поиде царь в дом свой и нача
пити и ясти и веселитися.
Видевша же царь в поле оленя, поеха и взя с собою юношов,
и погна в след и хоте оленя уловити. Бе же олень прекрасен зело. Царь же рече
отроком своим: «Стойте вы зде, аз пойду, уловлю един оленя». И погна в след;
олень поплы за реку. Царь привяза коня своего к дубу и совлече одежду с себя
и поплы наг за реку. Егда реку переплы, и абие олень невидим бысть. Ангел
Господень всед на коня царева во образе царя Аггея, сказа юношам своим: «Уплы
елень за реку»— и поеде" с юношами во град свой ко царице. Царь же Аггей
обратился взад на коня, и ни коня и ни платия не обретает, и ста наг и весьма
задумался.
И поиде Аггей ко граду своему, и виде пастухов пасуща
волов, и вопроша у них: «Братия меньшая пастухи, где есть видели коня и платие
мое?» Пастухи вопроша его: «Кто еси ты?» Он же рече им: «Аз есмь царь ваш Аггей».
Пастухи же реша: «Окаянний человек! Как ты смееши называтися царем? Мы же
видели царя Аггея, ныне проехал во град свой с пяти(ью) юношами». И нача его бранити,
бити кнутами и трубами (?); царь же нача плакати и рыдати. Пастухи отбиша его
прочь, и пошед ко граду своему наг. И сретоша его торговые люди града того и вопрошаша
его: «Человече, что еси наг?» И он рече: «Одежду мою пограбили разбойники».
Они же даша ему одежду худую и раздраную. Он же взял и поклонишася им и поиде
ко граду своем; и пришедши ко граду своему, попросися к некоей вдове ночевать
и нача ее во-прошати: «Скажи, госпоже моя, кто есть у вас царь?» Она же от-вещаша
ему: «Или ты не нашей земли человек?» И сказа ему. «Царь есть у нас Аггей».
Он вопроси: «Сколько лет царствует?» Она же сказала ему: «35 лет». Он же
написав своею рукою письмо к царице, что у него были с нею тайные дела и
мысли, и пове-ле некоей жене снести письмо к царице. Царица взяла письмо и повеле
чести пред собою. Он же написася мужем ее царем Аг-геем. И нападе на нею
страх велик; во страсе том нача говорити: «Како сей убогий человек нарицает
своею ми" женою? Аще сие поведает царь, повелит казнити». И повеле бити
его кнутом нещадно без царского ведома. Биша его без милости и отпустиша едва
жива; он же поиде из града, плача и рыдая, и воспоминая евангельское слово,
что богатии обнищают, а нищий обогатеют, и каяся о том попу, како похули
святое Евангелие и како иерея в темницу посадил и поидоша незнаемым путем.
Царица рече являющемуся во образе царя ангелу: «Ты, государь мой милый, год
со мною не спиши и постели не твориши; како мне пребы-вати мимо тебя?» Царь
же рече ей: «Обещание дано Богу, что три года с тобою не спать и постели не
творить» — отыде от нее в царскую свою палату.
Аггей-царь прииде в незнаемый град, нанялся у крестьянина работати
в лето; и работати крестьянскаго дела не умеет, и крестьянин ему отказа. Он
же нача плакати и рыдати, и поидоша путем от города того и сретоша его на
пути нищий. Он же рече им: «Возьмите убо, братие, и меня с собою; ныне
человек убог, работать не умею, а просить не смею и стыжуся. Что ми велите, я
у вас стану труждатися». Они же поимше его с собою и даша ему суму носити.
Они же приидоша к ночлегу ночевати и повеле ему баню топити, и воду носити, и
постелю стлати. Царь же Аггей воз-плакася горько: «Увы мне! Что сотворил
себе. Владыку прогневал; сам же царства своего лишился и погибель себе
сотворил, а вся пострадал за слово евангельское!» Заутра же возста нищие и поидоша
ко граду своему Филуану, и пришедши на царский двор, и нача милостыни просити.
И бысть в то время у царя пир велик; и повеле царь взяти нищих в палату, кормити"
довольно, и повеле взять у нищих мехоношу в царския палаты и посадити в
особую палату. И как пир у царя разшелся, и бояра и гости все розыдошася,
ангел в образе Аггея царя прииде к нему в палату, где Аггей царь с нищими
обедает. «Ведаеши ли ты царя гордого и великого, како похули слово
евангельское?» И нача его учити и наказывати впредь евангельское слово не
хулить и священников почитать, а себя не превозносить, кротку и смиренну быть
(Из собрания В. И Даля, которому легенда эта,
заимствованная из старой рукописи, доставлена из Шенкурского уезда
Архангельской губернии.)
|