А. Давно было — странствовал по земле Христос с
двенадцатью апостолами. Шли они раз как бы простые люди, и признать нельзя
было, что это Христос и апостолы. Вот пришли они в одну деревню и попросились
на ночлег к богатому мужику. Богатый мужик их не пустил: «Вон там живет
вдова, она нищих пускает; ступайте к ней». Попросились они ночевать у вдовы,
а вдова была бедная, пребеднеющая! Ничего-то у ней не было; только была
махонькая краюшечка хлебца, да с горсточку мучицы; была у ней еще коровка, да
и та без молока — не отелилась к тому сроку. «У меня, батюшки»,— говорит
вдова,— избенка малая, и лечь-то вам негде!» — «Ничего, как-нибудь
упокоимся».
Приняла вдова странников и не знает, чем напитать их. «Чем
же мне покормить вас, родимых,— говорит вдова,— всего-навсего есть у меня
одна махонькая краюшечка хлебца да с горсточку мучицы, а корова не привела
еще теленочка, и молока нетуть: все жду — вот отелится... Не взыщите на
хлебе, на соли!» — «И, бабушка!» — сказал Спаситель,— не кручинься, все будем
сыты. Давай что есть, мы и хлебушка поедим: все, бабушка, от Бога... Вот сели
они за стол, стали ужинать, одной краю-шечкой хлебца все напитались, еще и
ломтей эва сколько осталось! «Вот, бабушка, ты говорила, что нечем будет
накормить,— сказал Спаситель,— гляди-ка, мы все сыты, да и ломти еще
остались. Все, бабушка, от Бога...»
Переночевали Христос и апостолы у бедной вдовы. Наутро
говорит вдова своей невестке: «Подь, поскреби мучицы в закроме, авось
наберешь с горсточку на блины покормить странников».
Невестка сходила и несет муки таки порядочную
махотку". Старуха не надивится, откуда взялось столько; было чуть-чуть,
а таперьча и на блины хватило, да еще невестка говорит: «Там в закроме и на
другой раз осталось». Напекла вдова блинков
'Вариант. Шел Христос с 12 учениками, словно нищенки.
Пришли они в город и попросились ночевать к богатому купцу; купец не пустил..,
и потчует Спасителя и апостолов! «Кушайте, родимые, чем Бог послал...» —
«Спасибо, бабушка, спасибо!».
Поели они, попрощались с бедною вдовою и пошли себе в
путь. Идут эдак по дороге, а в стороне от них сидит на пригорке серый волк;
поклонился он Христу и стал просить себе еды: «Господи,— завыл,— я есть хочу!
Господи, я есть хочу!» — «Пойди,— сказал ему Спаситель,— к бедной вдове,
съешь у нее корову с теленком. Апостолы усомнились и сказали: «Господи, за
что же велел ты зарезать у бедной вдовы корову? Она так ласково приняла и
накормила нас; она так радовалась, ожидаючи от своей коровы теленочка: было
бы у ней молочко — пропитание на всю семью».— «Так тому быть должно!» —
отвечал Спаситель, и пошли они дальше. Волк побежал и зарезал у бедной вдовы
корову; как узнала о том старушка, она со смиреньем промолвила: «Бог дал, Бог
и взял; Его святая воля!»
Вот идут Христос и апостолы, а навстречу им катится по
дороге бочка с деньгами". Спаситель и говорит: «Катись, бочка, к
богатому мужику" во двор!» Апостолы опять усумнилися: «Господи! Лучше б
велел ты этой бочке катиться во двор к бедной вдове; у богатого и так всего
много!» — «Так тому быть должно!» — отвечал им Спаситель, и пошли они дальше.
А бочка с деньгами прикатилась прямо к богатому мужику во двор; мужик взял,
припрятал эти деньги, а сам все недоволен: хоть бы еще столько же послал
Господь, думает про себя. Христос и апостолы идут себе да идут. Вот в полдень
стала большая жара, и захотелось апостолам испить. «Иисусе! Мы пить хочем»,—
говорят они Спасителю. «Ступайте,— сказал Спаситель,— вот по этой дорожке,
найдете колодезь и напейтесь».
Апостолы пошли; шли-шли и видят колодезь. Заглянули в
него: там-то срамота, там-то сквернота — жабы, змеи, лягва... там-то
нехорошо! Апостолы не напившись, скоро воротились назад к Спасителю. «Что ж
испили водицы?» — спросил их Христос. «Нет, Господи!» — «Отчего?» — «Да ты,
Господи, указал нам такой колодезь, что и посмотреть-то в него страшно».
Ничего не отвечал им Христос, и пошли они вперед своею дорогою. Шли-шли;
апостолы опять говорят Спасителю: «Иисусе! Мы пить хочем». Послал их
Спаситель в другую сторону: вон видите колодезь,
' Вариант: Собрала вдова ужинать и говорит: «Я бы вам, родимые,
блинков растворила, да муки нетути». Христос отвечает: «Посмотри, может быть
найдется».— «Нет, батюшки вы мои! Я уж в ларе крылуш-ком муку повымела».—
«Ступай, посмотри,— опять говорит Христос,— может и найдется». Пошла вдова и
видит: полон ларь муки! Откуда что взялось! Принесла она муки, сделала
раствор, а поутру встала и напекла блинов.
В. В давние времена ходыв по земли Бог и з святым Мыколаем
и святым Петром, и уже святый Петро совсим обдерся" так, що й не стало
на йому ныякого шматя". А Господь каже ему: «Пиды, Петре, та украды соби
шматя дены-будь на тыну, тай прислухай-ся — чы буде за те лаяты тебе хозяйка,
чы ни?» От св. Петро пи-шов и покрав повишане на тынови людьске шматя, и убрався,
пишов до Бога, тай каже: «Я вже украв шматя, алы ж хозяйка мене за тее не
лаяла, а тильки оглядывшысь сказала: "Нехай йому Бог звыдыть и избачить!»
А Бог, выслухав цее, тай каже: «Ну добре, колы так!"». От Бог, св. Петро
и св. Мыколай вси зашлы в оби-дранную хату до одной найбиднищой вдовы-мужычки,
упросы-лысь в ней на ничь и сталы спрошуваты: «Чы ныма чого у тебе пометы? А
хозяйка одвичае: «Ныма в мене ничого. Я бидная, хлиб соби заробляю, и тильки
маю хлиба, що одын окрайчык на по-лыци». А Бог до нея каже: «Дай же нам хоть
борщу». Вона знов одвичае: «Та ныма у мене ни якой стравы"", и ничогисынько
не варыла».
От Бог знов сказав: «Погляды лыш, молодыце, добре в пичи, може
и найдеш там чого-ныбудь». Вона все таки не хоче того слухаты, а дали Бог як причыпывея
добре до ней: «Таки погляды в пичь та погляды». От вона, абы витчыпытьця, иде
до печи; колы заглянула туда в пичь, аж там богацько всякой всячыны — понаварывано
разной хорошой стравы и варынухи. Тай каже вона: «Що це таке на свити значыт,
я не топыла, аж богацько есть понаварывано всякой всячины?» От вона
повынимала все с печи, и вси воны понайидалысь, тай полягалы спаты; а хозяйка
все не знала, що то Бог прийшов до ней. На другый день вранци Бог, св. Петро
и св. Мыколай повставалы, подяковалы гарно хозяйци,
"Вариант: Первый колодезь приготовлен богатому купцу,
а второй бедной вдове. " Ободрался. "' Платья. ""
Кушанья. " Поблагодарили усердно. тай пишлы дальше, и почулы воны высильне
гранье: аж надхо-дять воны туда, колы дывятця, а там высилья у одного
богатого мужыка. От св. Мыколай каже: «Господы мылостывый! Ходим же и мы на
те высилья, чы не дадут и нам по чарци горилки та чого пойисты?» А Бог каже:
«Добре, ходым».
От воны пишлы туда замисть старцив, буцим" просыты мы-лостыни,
а богатый хозяин теи хаты оглянувшысь до ных, тай знов став частуваты за
столом своих высильных гостей, богатых хозяинив, а дали став гукаты на свою
жинку: «А дай лыш там старцям мылостыни». А жинка його — така в убраньи, щой ку-ды!
— закрычала сердыто: «Ты гляды своих людей, що частуеш", и не оглядайся
до старцив; бо як ты принадыш сых дидив"", то й не будут через ных
двери зачынятьця!»""
Дали погодывши, той хозяин як оглянувшись побачыв, що довго
старци стоять в хати, та нагумонив добре на свою жинку,— аж тоди вона дала тым
старцям по маленький чароци горилки и по шматочку хлиба, тай выпроводыла их
за двери.
От Бог з св. Петром и Мыколаем идучи звиттыля", тай каже
Бог: «Ну тай богатый же цей чоловик, що мы булы в него на вы-сильи, алы ж и
крепко вин скупый, а його жинка ище гирше скупища и дуже велыка злоедныця, та
и обое воны не вмиють в счастьи шануватысь"" и не хотять помогать! другым
бидным людям».
От Бог з св. Петром и Мыколаем пишлы щляхом"" и
на поли полягалы спочываты, аж прибиг до ных вовк, тай просыть Бога: «Дай
мини, Господы, що пойисты; бо я цилые сутки нычого не йив и дуже охляв з
голоду».
Бог выслухав цее, тай говорыть: «Пиды, вовче, в село; там
есть найбиднища вдова-мужычка, що мы в ней ночувалы; у ней есть одна тильки
ряба корова, то визьмы ту корову тай изъйиж». А св. Мыколай начав просыть
Бога: «Господы милостивый! Нащо ж обижаты бидную вдову, нехай вовк не бере в
ней послидней коровы, бо вона буде гирько плакать и мучытьця; а лучше нехай вовк
возме яку-ныбудь скотыну у того богатыря , де мы буллы на высильи, бо вин
богатый чоловик та ще й дуже скупый». А Бог каже: «Не можно так! Нехай возьме
корову у самой теи бидной вдовы; нехай вона до время плаче та гирько бидуе"",
бо вона на сим свити талану не мае».
От вовк побиг до ней, а воны полягалы спаты. Св. Мыколай и
став жаловаты бидной вдовы, тай начав вин придумуваты, як бы ухытрытьця и помогты
для ней, а дали надумав и подывувся, що Бог уже спыть (а Бог все знае, та навмысне
буцим спыть, от св. Мыколай взяв та мерщий побиг на впереймы""
вовка другою стороною, щоб вмазаты вдовыну корову болотом ,
щоб та корова була чорна, а не ряба, щоб не зъйив йи вовк. И як прибиг туды
св. Мыколай, от скориище болотом и обмазав ту корову, так що вона зробылась чорна,
тай зараз вернув-ся назад до Бога. А Бог скоро встав буцим ничого не знае, и каже
до св. Петра и Мыколая: «А що вставайте уже, та ходим». И тиль-ки що хотилы
воны идти дальше, аж знов прибиг до ных той самый вовк и каже: «Ныма, Господы,
у теи бидной вдовы рябой коровы, а тильки есть у ней одна чорна».
От Бог все уже знае, тай каже: «Ну так изъйиж ту чорну
корову». А св. Мыколай бачить, що ничого не вдие*, тай замовчав. От вовк побиг
до чорной коровы, а Бог з Петром и Мыколаем началы идты шляхом. От идуть воны
та идуть, аж катытьця против ных бочка, а св. Мыколай пытае: «Що це таке, Господы,
катытьця и куды?» Господь одвичае: «Це катытьця бочка с сребром и златом до
того богатыря, що мы булы у него на высильи, бо та-кий його талан и така його
доля; алы все його счастя буде на сим свити!» А св. Мыколай давай просить, каже:
«Господы мылостывый, удилы-ж, с цей бочки або з макитерку" для теи бидной
вдовы, де мы ночувалы; в ней ж вовк и послиднюю корову зъйив». А Бог одвичае:
«Ни, того не можно! Бо цей талан дан одному тильки тому богатырови».
От св. Мыколай вже замовчав, и началы идты дальше; ишли та
ишли, аж св. Мыколай захотив дуже пыты воды тай каже: «Ах, як мыни хочетця пыть!»
А Бог говорыть йом: «Колысь я проходыв чрез оцей яр, що недалеко вид нас выдно,
там я бачыв крыныцю". Иды туда, тай напьется воды».
Колы пишов св. Мыколай туда в яр, аж там коло крыныци по-бачыв
такого богацько темного та сираго страшенного гаду, такого сердытого, що аж кышыть;
от вин злякався"" дуже тай на-сылу звиттыля утик". А Бог пытае:
«Чого ты, Мыколаю, так ныначе злякався, аж поблиднив с переполоху"",
и мабудь не пыв воды?» А св. Мыколай одвичае: «Не мог я напыться, та ще й як побачыв,
що там есть такого богацько страшенного гаду, то насылу я звиттыля утик».
От Бог выслухав цее тай сказав: «Ну, ходым же дали!» И прошлы
воны дальше з пятыро гин , або бильше, тай Бог знов каже до св. Мыколая:
«Иды у цей другый ярок, там повная буде крыныця; то вже там напьесся воды».
От св. Мыколай пишов туда: колы надходыть в той яр, яж там побачыв такий ще гиршый
гад, та такого-ж його превелыкая сыла и дуже богацько, та ще й далеко злищий,
як попереду бачыв, так що ныначе горыть трава.
И св. Мыколай завсим перелякався та побилив, и насылу велыку
звиттыль утик, так ныначе на йому волосья и одежа зогорилася! И прийшов до
Бога тай с переляку насылу рассказав, що не можно там напытысь воды, бо ще й гиршей
там есть гад и далеко злищий от першого гаду, що вин бачыв попереду. А Бог каже:
«Ну колы так, то ходым же дальше».
От воны пошлы дальше и довго ишлы, аж побачылы вдали
третий ярок ныначе с садком; тай Бог каже: «Ну иды ж, Мыколаю, в той ярок, де
бачыш — садок выдно, а вже там певне" напьесся воды». Колы св. Мыколай пишов
туда, аж там такая прихорошая крыныця з пригожою водою, а над тею крыныцею и скризь
там такии разнии, прихорошии, пахнючии цвиткы та ягоды, яблуки, хвыги, мындалы,
розынкы"" и всякая овощь, а птыци такхороше спи иають та щебечуть
разными голосами, и таке все там заныма-тельне, що й сказаты и пропысаты не
можно. От св. Мыколай не знав, що й робыты, чы воду пыты, чы любоватыся та прыглядува-тысь;
напьетця трохы пахнючой воды, тай оставыть пыты, та все разглядае. И вин трычи
так потрохы пыв тую воду, та все разгля-дував, и не щувся"", що вин
не в примиту пробув там цилых тры рокы, як ныначе одну мынуту там був. Аж прыходыть
туды
Господь Бог тай каже йому: «Що це ты, Мыколаю, так довго
тут сыдыш, що прошло тому тры рокы, як ты пишов сюды пыть воды?» И каже Бог:
«А я тебе не дождався тай покынув, и далеко уже я выходыв с пив свита, покы знов
до тебе вернувся». От св. Мыколай выслухавши цее, тай одвичае: «Господы мылостывый!
Що це таке значить, що коло переднищих двох крыныць, куды я попереду ходыв пыть
поды, есть там богацько страшенного гаду, що й прыступыть страшно; а тутынька
в третим яру так дуже прихорошая крыныця з водою и все тутынька росте дуже гарная
пах-нючая всякая всячина, що й не можно налюбоватысь и наслу-хатьця птычого щебетаня,
що й любуйся, прислухайся тай ще того хочитця?» А Бог одвичае йому: «Оце же
знай, що передни-щий яр, де ты бачив богацько злого страшного гаду, то тее мис-то
называитця пеклом и воно опредиляно для того богатыря, що мы булы у него на высильи,
а другий яр, де есть еще гирший при-страшеный гад, то также приготовано пекло
для жинки того-же
богача, бо його жинка ище гирша вид свого чоловика ; а
як воны не вмилы в счастие житы, добре шановатысь, и не хотилы помогаты бидным
людям, то за тее по смерти будут вично мучитьця в тых пеклах. А оце третий
яр, де ты, Мыколаю, пыв воду, тай довго так тут забарывся* через тее, що тутынька
дуже хоро-ше, называетця рай, опредиляный для теи бидной вдовы, що мы в ней ночувалы,
бо вона на сим свити цилый вик гирько бидова-ла, терпила та плакала, но була
добрая жинка и честная, то за тее по смерти буде маты в сим раю вичное прибогатое
счастье. От бачь, як то робытця; будь добрый чоловиче, не вповай на зем-нее
счастье, та любы бидных и старайся, небоже, то, як кажуть, Бог в сим и
будущим вику поможе!»
|