Древнеиндийский
философ и йог Патанджали предположительно во втором веке до нашей эры в
своей книге «Йога Сутры» систематизировал знания по йоге. Патанджали
описал восьмиступенчатый путь развития человека. Эта восьмеричная
система тренировок называется Аштанга-йога. «Йога-Сутры» Патанджали
разделены на четыре главы. В первой речь идет о самадхи, во второй — о
средствах (садхана) достижения самадхи, в третьей — перечисляются силы
(вибхути), которые йог приобретает в своих исканиях, в четвертой главе
говориться об освобождении (кайвалья). Восемь ступеней йоги описаны во
второй главе. Первой из них является Яма (этические дисциплины) —
великие заповеди, истинные для всех религий и стран, всех веков и
времен.
Ступени классической йоги расположены в
следующем порядке: Яма, Нияма, Вьяяма (Асаны), Пранаяма, Пратьяхара,
Дхарана, Дхьяна, Самадхи.
ЯМА и НИЯМА — это
этико-моральные стороны мыслей и поступков йога в его практической
жизни. Две первоначальные ступени называются Крийа-йогой. «Крийа»
означает «действие, деятельность». При помощи Ямы и Ниямы происходит
внешнее и внутреннее очищение, очищения тела и духа.
Яма
означает правила общественного поведения. Это также подразумевает
умение мудро и не всегда логически мыслить перед совершением
какого-либо действия или поступка. Яма включает все то, чего следует
избегать, чтобы ум был спокоен, а совесть чиста. Здесь приходится
подавлять эгоистические мотивы желаний и чувств. Одним словом, следует
нанести смертельный удар по всем своим порокам, по своей лени и
эгоизму. Отсюда и термин: «Яма — бог смерти!» Яма — это нравственные и
этические правила жизни йогов.
НИЯМА — это
логическое продолжение Ямы, кодекс личного поведения. Сюда входит
комплекс очистительных процедур души и тела. Приобретая привычку
избегать всего дурного и сладкого, человек обретает ум поступать
правильно, в соответствии с выработанными нормами поведения. В ней
культивируется положительный образ жизни и мышления.
ВЬЯЯМА
— физическая тренировка йогов, включающая три вида упражнений, в том
числе упражнения, при которых мышцы и отдельные ткани максимально
растягиваются и сокращаются. Сюда относятся динамические и статические
упражнения, которые называются асаны. Поэтому третью ступень йоги
Патанджали иначе называют «Асаны».
ПРАНАЯМА —
четвертая ступень. Это наука о дыхании, или дыхательная гимнастика по
системе йогов. Без приостановки дыхания невозможно остановить работу
ума. Мысль вдета в дыхание, как нитка в иголку. Только контролируя и
задерживая дыхание можно достичь концентрации, медитации и самадхи.
ПРАТЬЯХАРА — отключение всех чувств, полный контроль сознания над ними.
Шестая
ступень — ДХАРАНА. Это концентрация внимания на чем-либо. Кроме
концентрации дхарана включает в себя память, терпение, сдержанность.
ДХЪЯНА — медитация, или созерцание объекта.
САМАДХИ
— восьмая ступень. Это устойчивая, управляемая Дхъяна, или состояние
психического транса. Самадхи бывает восьми видов. Низшие самадхи
называются Савикальпа. Высший вид — Нирвикальпа-Самадхи.
|