В южной Индии, в Гомтешваре есть величайшая статуя в мире — статуя санньясина Бахубали («человек с сильными руками»).
Бахубали был сыном царя, который стал монахом. У царя было два сына: старший — Бхарат и младший — Бахубали.
Царь
отрекся от власти и мирской жизни; его царство должен был унаследовать
Бхарат. Но и он, поговорив с отцом, ушел и погрузился в мир медитации.
Бахубали
был великим воином и могучим человеком, он должен был унаследовать
царство и стремился к этому. Но проблема заключалась в том, что отец,
отрекшись от царства, не сделал на этот счет никаких распоряжений.
Он
рассуждал так: «Как я могу сделать это? Ведь власть — это то, от чего я
отрекся! Как же я могу провозгласить одного из моих сыновей наследником
того, от чего я отрекся? Власть — их. Я не забираю ее с собой. Люди
будут смеяться надо мной. Ведь царство ничего не стоит и никто не
нуждается в том, чтобы унаследовать его. Если же они хотят царствовать,
то это их дело, но, возможно, кто-то из них пойдет по моим стопам».
Бхарат
разделил взгляды своего отца и ушел в горы. Бахубали же был практичным
человеком и желал стать царем, но для этого нужно было или распоряжение
отца или отречение старшего брата, который по закону являлся
наследником.
Ситуация была странной. В
государстве накопилось много проблем, а Бахубали не мог принимать
решения и издавать указы. Сначала он должен был объявить себя царем, но
для этого необходимо было формальное отречение старшего брата.
Рассерженный
Бахубали пошел в горы, туда, где медитировал Бхарат. Когда он пришел и
увидел брата сидящим на скале, кровь взыграла в нем. Он схватил его
своими сильными руками, поднял, и уже хотел бросить в пропасть, но тут
у него возникла мысль: «Что я делаю? И ради чего? Ради царства, от
которого отрекся мой отец? После того, как прожил всю свою жизнь, он
нашел его ничего не стоящим. Мой брат любит меня так сильно, что, если
я попрошу, то он с радостью уступит мне право наследства. Вот и сейчас,
когда я поднял его, собираясь бросить в пропасть, он даже не
сопротивляется, как будто мы играем». В детстве он часто поднимал брата
своими сильными руками. Слезы навернулись на его глаза: «Что же я
собирался сделать? Что подумают обо мне люди?» И, опустив брата на
землю, он погрузился в глубокую медитацию, которая изменила всю его
жизнь.
Он и сейчас стоит там, высеченный в
белом мраморе. Это очень красивая статуя высотой 18 метров, мизинец ее
ноги — в человеческий рост. Вокруг нее располагаются высеченные из
мрамора ступени, по которым можно подниматься и осматривать статую со
всех сторон. На скале высечена притча, повествующая о том, как Бахубали
стал просветленным. В ней говорится, что он простоял в медитации
несколько месяцев; вьющиеся растения обвили его ноги и расцвели цветы;
птицы стали вить в его ушах гнезда.
А что же
произошло с Бхаратом, который был почти просветленный? Он был на грани
просветления, и он все еще там. Что помешало ему?
Когда
Бхарат открыл глаза и увидел своего брата стоящим в глубоком безмолвии,
и от его облика исходил свет, он очень удивился, потому что его брат
никогда не отличался святостью, и, вдруг, он стал просветленным, а он,
отрекшийся от царства и приложивший столько усилий, чтобы достичь
просветления, все еще на пути.
Отец нашел обоих
сыновей медитирующими и тоже был удивлен, обнаружив, что младший сын
стал просветленным. Когда Бхарат открыл глаза и увидел своего отца
сидевшим перед ним, он сказал:
— Ты видишь,
Бахубали стал просветленным, как это могло случиться? Почему я не
достиг этого, потратив столько времени? Что помешало мне?
Отец сказал:
— Тебе
мешает нечто очень тонкое, лишь мысль о том, что ты сделал
беспрецедентный поступок в истории, нечто уникальное. Были цари,
которые отрекались от царства, были цари, которые не отрекались от
царства. Ты — единственный, кто даже не принял царство; вопрос об
отречении не возникал. Ты в своем роде уникален, и эта маленькая идея —
очень тонкий эгоизм, который мешает тебе. У твоего брата, хоть он
грубый и неискушенный в писаниях, не было таких мыслей. Он пришел,
чтобы убить тебя, но в последний момент осознал и преодолел в себе
низменное, а так как он все делал страстно, со всем пылом своего
сердца, он рванулся и стал просветленным, а ты, двигаясь шаг за шагом,
все еще на пути.
|