Счастлив
человек, умеющий отличить настоящее от кажущегося реальным, вечное от
преходящего, благое от кажущегося таковым. Дважды счастлив тот, кто
знает истинную любовь и способен любить все Божьи создания. Трижды
счастлив тот, кто трудится бескорыстно для блага других с утаенной
любовью в сердце. Тот же, кто сочетает в своем бренном теле познание,
любовь и самоотверженное служение Творцу — йог. К нему тянутся люди и
звери, как луговые цветы к майскому Солнцу. И расцветают от его
прикосновения.
В стародавние времена
этические правила йогов, достигших просветления, перекочевали во все
религии мира. Эти правила, эти нравственные упражнения, которые
развивают в человеке такие благословенные качества, — доброту,
воздержание от нанесения вреда кому-либо из людей или животных, отказ
от принятия любых даров, сострадание всему живому, честность,
правдивость, милосердие, жизнерадостность, скромность, стремление к
творчеству во всем, — являются фундаментом любого духовного развития.
«Но,
обладая перечисленными качествами души, — скажете вы, — очень трудно
будет выжить простому человеку в нашем черством и несправедливом мире.
Может, лучше обойтись без них?» Дорогие мои, я, конечно, спорить с вами
не буду. Просто приведу метафору: у плода в чреве матери развиваются
глаза, уши, нос, руки, ноги. В утробе ребенку эти органы не нужны, но
впоследствии без них человек был бы весьма ущербен. Подобны этим
органам и духовные качества, находящиеся сейчас в нас в латентном,
неразвитом состоянии. Они нам будут очень необходимы для жизни в
следующем, тонком мире. Однако и здесь, на этой железной Земле, без
перечисленных духовных качеств мы являемся безрукими, безногими,
слепыми калеками, плутающими в трех соснах, наступающими сотни раз на
одни и те же грабли. Об этом говорится в притче о пяти стариках:
Одного
молодого человека по имени Ватха очень интересовали чудеса и
потусторонние силы. Однажды на глиняной городской площади он увидел
коричневого от загара старика, лежащего на доске, утыканной гвоздями.
Ватха попросил лежащего научить его спать на острых гвоздях. «Конечно,
конечно, — ответил коричневый, — но сначала тебе придется идти просить
милостыню, и всю ее приносить мне. Если ты будешь отдавать мне все
заработанные деньги в течение года, тогда я научу тебя». Широкими днями
и высокими месяцами юноша с горящим взором работал на старика. В конце
концов, Ватха тоже стал коричневым и научился спать на доске, утыканной
острыми гвоздями. Но от этого молодой подвижник не стал умнее и
духовнее.
Как-то раз на звонкоголосой площади
Ватха встретил другого старика, черного от загара, который называл себя
йогом. Когда они разговорились, то черный обозвал человека, у которого
обучался Ватха, ничтожеством и фокусником. «Я тебя научу делать кое-что
получше. Вот смотри! — с этими словами старый старик проткнул себе руку
стальной иглой. — Видишь, нет ни капли крови. Я научу тебя, как это
делать. Ты сможешь зарабатывать легкие деньги, показывая это набожным
людям на рыночных и привокзальных площадях. Но за учебу ты должен
будешь отдавать мне половину заработанного». И вот утекли в песок
осенние месяцы, как вода сквозь дырявое ведро. И Ватха выучился
протыканию иглой своей плоти, целыми днями работая на второго старика.
Через
несколько недалеких лет молодой человек прослышал о заезжем чудотворце,
имеющем много поклонников. Он разыскал желтоликого старика и спросил
его: «Каким исключительным знанием ты обладаешь? В чем заключается твоя
мудрость? Являешься ли ты более великим йогом, чем я?» На что
чудотворец липко ответил: «Заплати мне сто рупий, и я доставлю тебе
мгновенно любое блюдо из любого отеля мира». Ватха, не думая, заплатил
деньги и пожелал видеть перед собой яства из Лондонского отеля «Савой».
Тотчас перед ним материализовалась свежеприготовленная заказанная еда.
Потом желтокожий подмигнул Ватхе и предложил доставить наручные часы из
любой страны мира. Молодой человек увлеченно достал из кармана еще сто
рупий и с энтузиазмом передал чудотворцу — и на его руке заблестели
новехонькие швейцарские часы. «Научи меня творить такие чудеса?» —
пролепетал Ватха. Желтоликий, не долго думая, нарисовал на бумажке
цифру, у которой количество нулей не входило в рот. Молодой человек
развел руками в стороны и стал торговаться. В конце концов, за половину
нулей, нарисованных на бумажке, чудотворец согласился взять Ватху в
ученики…
И вот минули годы учебы — перед Ватхой
распаковались объемные дали и необъятные желания. Немолодой юноша с
загорелой душой давно выучился чудотворству материализации вещей и
покинул дом третьего старика. Ватха называл себя великим йогом и
оказывал всяческие сытые услуги мирянам. К нему приходили толпы
коричневых и черных людей, они просили доставить им лекарства из
Германии, кофе из Бразилии, кокосы из Африки, продукты быстрого
приготовления из Северной Америки. И Ватха все с вожделенной радостью
доставлял голодным и просящим…
Но однажды к
нему в дом вместе с толпой пришел четвертый старик. Увы, это был не
новый чудотворец, а обыкновенный старенький священник из ближайшего
буддийского монастыря. Он увидел, как Ватха материализует непростые
предметы и дарит их простым людям. «Что ты делаешь, негодяй!» —
закричал побелевший от ярости священник и принялся избивать Ватху своей
тяжелой тростью. Бывший юноша опешил и высоко закричал от боли: «За что
ты меня бьешь? Я ведь делаю добро людям! Я ведь помогаю больным и
сирым!» На что старик, охаживая свистящей палкой Ватху, прогремел: «Ты
совершил великое множество краж, грабитель! Ты просишь конфет — и они
приходят к тебе из английского магазина. Ты просишь кофе — и оно
исчезает с плантаций Бразилии! Сладости и лекарства исчезают в Англии,
и владелец магазина не знает, куда они пропали. Вещи, появляясь здесь,
пропадают в других магазинах и на оптовых базах. За это непричастных к
воровству людей в разных странах мира обвиняют в краже и преступлениях,
за это невиновных сажают в тюрьму. Ты — самый большой грабитель! Ты… ты
— вот тебе, вот, негодяй, н-на, получи палкой по глупой голове!»
«Прости
меня, старик, я ведь этого не знал! — громко стонал Ватха, защищая свою
голову окровавленными руками. — Прости, я больше не буду! Я больше не
буду этим заниматься и никому не передам секрета чудотворства! Клянусь
— не буду! Прости…»
Минула вереница лет. После
того случая Ватха уже не просился в ученики к чудотворцам и сам этим
небогоугодным делом никогда не занимался. Однако вокруг его дома все
еще нарезали круги голодные толпы искусителей. Миряне кружили у дома,
подобно тому, как черный кот кружит вокруг чашки с горячей манной кашей…
Благословенный
Ватха не входил в искушение и не выходил из своего жилища. Трепетный
подвижник жил в молитвах и аскезе, он прослыл в округе набожным
праведником и стяжающим добродетели старцем.
И
вот однажды ранним утром Ватха встретил в своем саду пятого старика —
белоликого, светоносного и молодого. Этот юный старик являлся
настоящим, а не уличным йогом. Неожиданная встреча Ватхи с юным
стариком произошла, когда он после утренней работы в расцветающем саду
своей души случайно заглянул в зеркало…
Дорогие
мои, в этой истории вдумчивый читатель заметит несколько течений мысли.
Самая поверхностная струя — человеческие законы даются для слабых
людей, неспособных самостоятельно дойти до Истины. Безвольный человек
под страхом наказания за нарушение законов принудительно движется к
очищению своей души от эгоизма. Страх заставляет ленивого идти на
преступления против своей совести. Придет время, он избавит свой ум от
греха неведения: и ему не нужны будут правила и рамки. Законы и правила
пишут люди, а людям свойственно ошибаться. Нормы поведения, порядки и
ограничения свободы подобны паутине. Сильный, волевой человек в любой
момент может порвать ловчую сеть законов так же, как небесная птица
рвет тенета паука. Мудрый человек живет по законам Космоса, а они
включают в себя, как маленькую составную часть, нравственные порядки и
правила людей. Свободная птица только делает вид, что играет по паучьим
правилам тараканов и сверчков. И всем вокруг кажется, что человек —
бескрыл, что он скован притяжением Земли. Но если душе потребуется —
она в любую минуту может расправить крылья и улететь. Так и мудрый
человек: он соблюдает законы людей только до тех пор, пока они не
противоречат законам Космоса.
Параллельно, но
несколько глубже, здесь протекает идея, что все мы друг другу нужны,
как учителя и наставники в этой суровой школе жизни. Любой человек
является по отношению к другому человеку не отцом или дочерью, не
соседом или прохожим, не хозяином или рабом, а лишь — учителем!.. Еще
глубже по руслу притчи проходит мысль о законе Кармы, о законе
справедливости, законе воздаяния за каждое действие той же монетой…
|