Однажды
к патриарху клана воинов жизни привели несколько юношей, желающих
постичь «Вкус плода с дерева жизни», и попросили назначить им
испытание. Мудрейший повелел выкопать неподалеку от своего жилища
несколько ям и поместить туда испытуемых. В каждую яму бросили по змее.
Спустя некоторое время Мудрейший со своими учениками пошел взглянуть на
юношей.
В первой яме сидел юноша с бледным,
окаменевшим от страха лицом. Он прижался спиной к земляной стене, и
ничто не могло заставить его двинуться с места. Посмотрев на
испытуемого, Мудрейший сказал своим ученикам:
— Этот
человек не сможет постичь учение Спокойных, так как по природе своей он
жертва и всегда будет отдаваться на милость победителя. Ему предстоит
затратить много усилий, прежде чем он научит помыслы повелевать телом.
Вторая
яма оказалась пуста, так как подвергшийся испытанию юноша в страхе
выскочил из нее и убежал. Посмотрев в яму. Мудрейший сказал:
— Тот,
кто сидел здесь, не сможет постичь учение Спокойных, так как по природе
своей он трус и трусливые помыслы владеют его душой и телом. Такой
человек не сможет быть даже воином.
В
следующей яме Мудрейший с учениками увидели торжествующего юношу, с
гордым видом сидящего над убитой змеей. Мудрейший грустно покачал
головой и сказал, обращаясь к своим ученикам:
— Тот,
кто сидит в этой яме, совершил поступок воина, но он еще не готов к
постижению мудрости Спокойных, так как его телом управляют помыслы
хищника и он не способен видеть картину мира.
В четвертой яме сидел испытуемый с отрешенным лицом, а недалеко от него ползала змея.
— Этот
юноша, — сказал Мудрейший, — видит картину мира, но у него разум
аскета, а значит, он не сможет жить в гармонии с окружающим. Рано ему
еще постигать учение о Спокойствии, так как пренебрегает он жизнью и не
заботится о теле.
— Неужели никто из испытуемых не сможет следовать по пути Истины? — спросил один из учеников.
— Не
следует, — ответил Мудрейший, — спрашивать, когда знаешь, что ответить,
ибо это ведет к лени ума и беспомощности в жизни. Не следует, —
продолжил он затем, — препятствовать естественному ходу вещей, ибо,
проявляя нетерпение, ты теряешь картину мира.
С
этими словами устремился Мудрейший к последней яме, в которой увидел
юношу без тени смятения на лице и с улыбкой на губах. Змея также не
показывала никаких признаков беспокойства, хотя и находилась невдалеке.
Молча отошел Мудрейший от ямы и, лишь войдя в дом, сказал ученикам:
— Видеть
картину мира и жить с ним в гармонии, не препятствовать ходу вещей, но
управлять их течением — разве это не истоки Спокойствия? Завтра утром
прошедший испытание станет вашим братом…
|