Повстречались как-то на дороге трое молодых людей, направлявшихся к
суфийскому мастеру Килиди, потому что прослышали о его великой святости
и чудесах. Путешествуя вместе, они делились друг с другом тем, что им
было известно о Пути и трудностях на нём.
— Исключительно важна искренность по отношению к учителю, — сказал
первый юноша, — и, если меня примут в ученики, я сконцентрируюсь на
том, чтобы избавиться от моего мелкого эгоизма.
— Искренность, — сказал второй, — конечно, означает полное
подчинение, даже когда провоцируется сопротивление, и я, определённо,
буду этого придерживаться. Но подчинение означает также отказ от
лицемерия — внутреннего желания не подчиняться — и включает щедрость
без гордости. Вот это я и попытаюсь практиковать.
— Искренность, устранение мелкого эгоизма, подчинение, отказ от
лицемерия, щедрость, — сказал третий, — конечно, необходимы. Но я
слышал, что если ученик пытается насаждать всё это поверх своего
неизмененного «я», оно становится механическим, ролевым, даже скрывая
нежелательные черты, которые ждут, чтобы проявиться. Настоящий ученик —
это, несомненно, тот, кто делает не просто противоположное тому, что,
как он чувствует, является плохим, но и не носит одежды «добродетели».
Говорят, что искателем Истины является хозяин выбора: делать добро или
делать то, что должно быть сделано.
Наконец они добрались до дома суфия, и им было позволено посещать
некоторые его лекции и принимать участие в различных духовно
укрепляющих упражнениях.
Однажды суфий сказал им:
— Дома ли мы, в пути ли — все мы всегда в путешествии. Но чтобы
проиллюстрировать это, я дам вам возможность, в воспринимаемой форме,
принять участие в такой экспедиции и пронаблюдать.
И они отправились в путь. Через некоторое время первый ученик сказал суфию:
— Путешествие — это, безусловно, хорошо, однако я склонен к
служению, суфийской стоянке, на которой можно достичь понимания,
работая для других и для Истины.
Суфий ответил:
— Не хотелось бы тебе, в таком случае поселиться здесь, на
пересечении дорог, и служить людям до тех пор, пока я не призову тебя к
дальнейшей учёбе?
Юноша был доволен возможностью выполнять задание, выбранное по
своему вкусу, и его оставили там служить нуждам проходящих путников.
Некоторое время спустя второй ученик сказал суфию:
— Я жажду вырваться из самоцентрированности, чтобы моё командующее я
стало способным практиковать искренность. Я хочу остановиться в этой
деревне и объяснить мотивы того уважения, что питаю к Вам и к Пути,
местным жителям, которые, очевидно, представления об этом не имеют.
— Если таково твоё желание, то я даю своё согласие, — сказал суфий.
Оставив там второго ученика в восторге от такого решения, суфий и третий ученик пошли дальше.
Через несколько дней пути они встретили людей, которые никак не
могли решить, кому какой участок земли обрабатывать. Юноша сказал суфию:
— Как странно, люди не видят, что, работая вместе, они могли бы
добиться значительно большего. Они бы процветали, если бы объединили
свои ресурсы и труд.
— Что ж, — сказал суфий, — теперь ты видишь, что здесь хозяин выбора
— ты. Ты видишь альтернативу, а другие — нет, и ты можешь выбрать:
сказать им об этом или пройти мимо.
— Я ничего не хочу им говорить, — сказал юноша, — ибо, скорее всего,
они не прислушаются к моим словам и, вероятнее всего, обратятся против
меня. Поэтому ничего не будет достигнуто, а я лишь отклонюсь от своей
цели на Пути.
— Хорошо, — сказал суфий, — вмешаюсь я.
Он направился к этим людям и, известным только ему способом,
заставил их отказаться от земли в его пользу. Они с учеником поселились
там. По прошествии нескольких лет, когда он научил крестьян трудиться
сообща, суфий вернул им землю и её дары, а сам вместе с учеником
продолжил прерванное путешествие.
Они отправились в обратный путь и пришли в то место, где оставили
второго ученика, но он не узнал их. За годы работы на земле под палящим
солнцем их внешний вид изменился, даже говорили они теперь, после
долгого общения с крестьянами, несколько по-другому. Поэтому для
второго ученика они были просто двумя крестьянами.
Суфий подошёл к нему и попросил рассказать что-нибудь о суфийском учителе, который оставил его здесь несколько лет назад.
— Не говорите мне о нём, — сказал бывший ученик, — он оставил меня
здесь создавать ему репутацию, дав понять, что вернётся за мной и будет
учить дальше, но прошло уже столько лет, а от него — ни слова.
Как только он произнёс эту фразу, по какой-то причине, возникшей в
далеких Сферах, к ним подошли несколько жителей деревни и схватили его.
Путешественники спросили главного из них, в чём дело.
— Этот человек, — ответил тот, — пришёл сюда и проповедовал о неком
великом духовном человеке — своём учителе. Мы приняли его, и он стал
богатым и уважаемым в нашей деревне. Но пять минут назад мы решили, что
он — лжец и мошенник и его надо убить.
И как путешественники ни пытались, им ничего не удалось сделать, и крестьяне утащили бывшего ученика с собой.
— Видишь? — сказал суфий. — Я пытался защитить его, но здесь я не хозяин выбора.
Они продолжили путь, пока не пришли к тому месту, где на пересечении
дорог сидел первый ученик. Он также не узнал их. Подойдя к нему, суфий
спросил, где можно попить воды. Ученик ответил:
— Вы, путешественники, полностью лишили меня всех иллюзий. Я здесь в
течение уже нескольких лет пытаюсь помогать людям, а в результате меня
обманули. Люди не стоят того, чтобы им служить. Даже мой мастер,
оставивший меня здесь более трёх лет тому назад, не готов служить мне:
он не возвращается, чтобы дать мне учения, на которые, уж конечно, все
люди имеют право...
Не успел он закончить эту фразу, как появилась группа солдат и забрала его для подневольного труда.
— Мы думали, что ты всего лишь бедный аскет, — сказал капитан, — но,
остановившись понаблюдать за тобой, заметили по агрессивной атмосфере
вокруг тебя и твоим грубым движениям, что ты достаточно силён, чтобы
работать на пользу государства.
Несмотря на то, что суфий с учеником пытались разубедить их, они увели первого ученика с собой.
— Как видишь, здесь я не хозяин выбора, — сказал суфий третьему ученику.
Так Килиди показал этому единственному оставшемуся с ним ученику,
который обладал терпением для понимания, что понимание событий и их
действия взаимосвязаны и что прогресс человека в равной степени
определяется как его собственным поведением, внешним и внутренним, так
и действиями других людей. Он спросил ученика:
— Если бы тебя спросили, чему ты научился, что бы ты ответил?
Молодой человек сказал:
— Люди видят вещи изолированными, воображая, что если они делают то,
что хотят делать, то несомненно добьются того, чего хотят. Далее, их
добрые дела приносят свои плоды, и их дурные дела приносят свои плоды,
и никто не может отвратить приход этого урожая. И я выучил, что на этом
пути всё переплетено: люди, места, события и действия. Наконец, я
выучил, что, хотя дурные мысли и поступки могут лишить надежды на
прогресс, есть всё же Божественная милость, ибо не было ли мне самому
позволено продолжить учёбу, несмотря на мой отказ сделать выбор, когда
я был его хозяином?
В этот момент внезапно раздался громкий звук, и третий ученик постиг
истину Великого Понимания; во время этого события исчез суфийский
учитель Килиди, и больше его никогда не видели. Ученик отправился к
дому своего учителя, где в ожидании мастера пребывало большое число
дервишей. Войдя в дом, он положил молитвенный коврик учителя на его
кресло. Дервиши, наблюдавшие за тем, как он вошёл, подняли при этом
действии великий приветственный шум, а их старший подошёл к третьему
ученику.
— Мастер, — сказал он, — мы ждали здесь, связав себя тайной клятвой,
более трёх лет, с тех пор как великий шейх Килиди покинул нас, сказав,
что возвращается на Небеса, а его наследником станет тот, кто придет с
его молитвенным ковриком.
Лицо этого дервиша скрывал конец тюрбана. В тот момент, когда
дервиш, готовясь продолжить свой собственный путь, передавал полномочия
третьему ученику, теперь уже мастеру, конец его тюрбана на мгновение
сдвинулся в сторону, и новый суфийский учитель увидел перед собой
улыбающееся лицо Килиди.
|