Однажды известный учёный посетил Бахауддина Накшбанди. Все ученики
ожидали, что Муршид примет участие в дискуссии с учёным и опровергнет
его доводы подобно тому, как он поступал с другими схоластами в течение
многих лет. Однако когда учёный был принят в кругу Бахауддина, Муршид
выказал ему уважение, а вопросы человеческой мысли и божественных
мистерий не упоминались вовсе.
Когда учёный покинул собрание, кто-то заметил:
— Как странно, что человек слов не пытался вовлечь Мауляну в
обсуждение. Несмотря на то, что все, кого мы видели здесь ранее, знают,
что их аргументы опровергаются, никто не смог удержаться от искушения —
он оказался единственным.
Это высказывание достигло слуха Бахауддина, и он сказал:
— Нет ничего странного, если знаешь причину. Этот человек,
производящий впечатление учёного, — скрытый суфий. Он абдал. Это слово,
которому люди обычно приписывают значение «изменённый», означает также,
как вы ещё поймёте, «некто скрытый». Вот кто он. Поскольку он учёный
для мира и суфий для суфиев, как он мог прийти сюда и обсуждать что-то
в академической манере? Что касается искушения, то лишь для учёного
обсуждение может быть искушением. Суфий не имеет искушений, и таким
образом вопрос не возникает.
Кто-то воскликнул:
— Нам следовало бы подумать об этом! В следующий раз мы будем знать, как поступать с молчаливым учёным.
Тогда Бахауддин обратился к старшему ученику:
— Ответь ему.
Старший ученик сказал:
— Увы! Но в следующий раз молчаливым учёным скорее всего окажется глупец, запуганный репутацией эль-Шаха.
|