В индийской классической музыке известен такой факт, что если
поместить ситар (музыкальный инструмент) в пустой комнате в углу, а
напротив искусный музыкант-ситарист начнёт играть, то другой ситар
будет вибрировать с такой же частотой, как и первый, повторяя мелодию.
Но это происходит только в том случае, если музыкант высокого класса.
Акбар очень заинтересовался, когда услышал об этом; в его свите был
великий музыкант по имени Тансен. Он был одним из «великой девятки»,
которую собрал Акбар в своём дворце. Она называлась «Девять
бриллиантов». Это были девять великих талантов, по одному на каждое
проявление жизни. Акбар спросил Тансена:
— Можешь ли ты играть так, чтобы молчащий инструмент ожил?
Тансен ответил:
— У меня получается, но эффект невелик.
Акбар спросил:
— Есть ли на свете музыкант, способный играть так?
Тансен ответил:
— Да, есть только один человек, это мой учитель.
Акбар сказал:
— Почему ты раньше о нём ничего не рассказывал? Я считал тебя
непревзойдённым музыкантом, а, оказывается, есть на свете более
искусный музыкант. Почему ты скрывал это? Я хочу видеть его. Пригласи
его во дворец, мы окажем ему великие почести.
Тансен ответил:
— Я пою и играю потому, что полон желаний и надежд. Вы так много
дали мне. Но мои желания не кончаются. Я нахожусь при дворе и в любой
момент, когда это понадобится, готов играть и петь — это моя работа.
Мой учитель — это явление природы. Его нельзя пригласить, его нельзя
заставить петь. Он состоит на службе у вдохновения. Когда оно приходит,
он играет и поёт. Это стихия, источник. Вы — жаждущий. Вы должны пойти
к нему. Вот мой ситар. Мы возьмём его, и вы услышите, как он зазвучит.
Тансен послал узнать, где сейчас живёт его учитель. Вечером ему
доложили, что он живёт на окраине небольшой деревушки в хижине и
начинает петь и играть примерно в три часа утра.
Итак, Акбар и Тансен взяли ситар и отправились в указанное место,
сели за хижиной и стали ждать. В три часа утра Учитель Тансена начал
играть и петь. Звали его Харидас. Вероятно, в Индии не было больше
такого музыканта. Как только он начал играть, ситар за хижиной запел.
Акбар собственными глазами увидел, как вибрируют струны ситара,
откликаясь на звуки инструмента великого музыканта; он слушал, и слёзы
текли из его глаз. Это были слёзы радости. Когда Харидас закончил, они
тихонько встали и ушли. Всю дорогу назад они молчали. Акбар был
потрясён.
На следующий день Акбар сказал Тансену:
— Раньше я думал, что ты непревзойдённый музыкант, но теперь я
должен сказать тебе: твой учитель — совершенство! Ты зря теряешь время
при дворе, а ведь он стар и, возможно, скоро его может не стать. Ты
должен находиться около него. Он — великий учитель! Ведь даже мёртвый
музыкальный инструмент рядом с ним начинает звучать!
|