У хасидов есть обычай собираться у своего ребе в шаббос, чтобы
вместе поесть, выпить водки, спеть нигуним (напевы без слов) и
поговорить о Торе. Однажды в шаббос на тиш (особую трапезу) к ребе Моше
из Кобрина пришло столько учеников, что многие из них просто не
поместились за столом. Они толклись по всему дому, желая отведать хоть
немного яств с праздничного стола, увидеть ребе и услышать от него хоть
бы слово о Торе.
В толчее ребе Моше обратил внимание на одного юношу, стоявшего в уголке. Он подозвал своего слугу и спросил:
— Что это за молодой человек стоит вон там?
Услышав имя, он в недоумении заметил:
— Что-то я такого не помню…
— Да нет же, ребе, вы не можете его не помнить, — удивился слуга. —
Это очень благочестивый молодой человек, к тому же он часто бывает за
вашим столом. Вы не раз с ним беседовали.
Слуга стал рассказывать ребе о молодом хасиде и его родителях.
В конце концов, ребе Моше подозвал молодого человека и сказал:
— Только что я пытался вспомнить, кто ты такой, и мне было очень
трудно это сделать. Теперь я понял, в чём дело. Видишь ли, сущность
человека — в его мыслях. На чём ты сосредоточишь свои мысли, в то и
превращаешься. Сколько я на тебя ни смотрел, твои мысли всё время
блуждали туда-сюда. Вначале тебе хотелось того, затем — этого. Твоим
желаниям не было конца. Я не видел ничего, кроме твоего неутолимого
голода, и мне было непонятно, кто ты: человек ли, имеющий рот, или рот,
прикинувшийся человеком.
Молодой хасид был до того смущён, что с того дня старался всё время думать только о возвышенном.
Комментарий Рами Шапиро
Ты — то, о чём ты думаешь. О чём ты думаешь в данный момент? Мысли
бывают двух основных типов, — такова наша двойственная природа. Каждому
человеку от рождения даны два побуждения: йецер ха-тов и йецер ха-ра.
Первое побуждение влечёт вас к любви, к выходу за пределы себя и
слиянию с миром. Второе сопровождается страхом и вынуждает уйти от
мира, замкнуться в себе. Эти два побуждения порождают мысли двух
основных типов: зиждущиеся на страхе и зиждущиеся на любви. Если твоя
мысль приходит от любви, ты заботишься и о себе, и о других. Если же в
истоке твоей мысли страх, ты думаешь только о себе. Когда человек
думает только о себе, он снедаем голодом, — ему не хватает
безопасности, надёжности, уверенности в себе. И поскольку обособлённое
«я» не может удовлетворить его потребности, такой голод неутолим.
Человек ест, ест, ест — и никак не может насытиться. Ребе учат, что рай и ад представляют собой два одинаковых пиршества, где столы ломятся от самых изысканных блюд.
Люди сидят вокруг этих столов с двухметровыми вилками и ложками,
которые слишком длинны, чтобы с их помощью можно было есть
самостоятельно. Поэтому в аду люди мучаются от голода, а в раю каждый
кормит того, кто сидит напротив, и все сыты. Задача каждого из нас не в
том, чтобы утолить свой голод, но в том, чтобы накормить другого
человека. Только так мы все сможем насытиться.
|