Моления хасидов нередко сопровождаются громкими выкриками и
восклицаниями. Однако ребе Пинхас из Корца молился очень тихо. Он
пребывал в недвижности, и его голос никогда не поднимался выше шёпота.
Пытаясь понять путь молитвы своего ребе, старшие ученики спросили его,
чем объясняется такое поведение.
— В чём суть молитвы? — спросил он в ответ.
— Двейкус, — отвечали ученики. — Единение с Единым.
— Правильно, — сказал ребе Пинхас, — а суть двейкус — Гиспаштус
ха-гашимиус (оставление уз материи), то есть прекращение восприятия
себя как обособленного «я», ума и тела. То же самое естественным
образом происходит, когда человек умирает. Наши мудрецы говорили: «Для
некоторых смерть подобна попытке протянуть корабельный канат сквозь
узкое отверстие: приходится изо всех сил дёргать и тянуть; канат
неистово извивается и словно корчится от мук». Для других же людей
смерть подобна поцелую — всё происходит так легко и незаметно, будто
кто-то снимает с поверхности молока случайно упавший волосок.
— То же самое касается молитвы, — закончил ребе. — Для некоторых
временная смерть «я» в молитве подобна протягиванию толстого каната
через узкое отверстие. Человек надрывается, скрежещет зубами, его тело
корчится и извивается. А для других молитва — словно Божий поцелуй,
когда тело и ум исчезают тихо и незаметно, сами собой. Вы, друзья мои,
надо думать, крепкие канаты. А я — всего лишь волосок.
Комментарий Рами Шапиро
Кто ты: канат или волос?
На ранних этапах духовной практики мы — канаты. Мы подчиняем себя
дисциплине, требуем от себя смирения, изо всех сил стараемся
контролировать свои мысли, слова и действия, чтобы они соответствовали
строгим образцам, установленным учителями и мудрецами. Со временем к
самодисциплине привыкаешь, она даётся много легче, — однако не следует
воспринимать это как знак того, что канат превращается в волос.
Человек не может превращаться в волос постепенно, он просто в
определённый момент перестаёт быть канатом. Мы перестаём быть канатами
тогда, когда осознаём, что наши усилия ни к чему не ведут; когда
открывается истина, что нет никакого «где-то», куда нужно стремиться.
Бог всегда присутствует здесь и сейчас. И мы вечно в единстве с Ним,
ибо Он есть всё. Нужно лишь осознать это.
Такое осознание не требует ни малейшего труда. Стараясь вспомнить
забытое имя или решить какую-то задачу, ты пытаешься мобилизовать ум.
Хмурясь и морщась, трёшь лоб, сдвигаешь брови к переносице, закусываешь
губы - но расшевелить мышление этим не удаётся. Наоборот, мысли
становятся ещё более вязкими и тяжёлыми. Но стоит только расслабиться и
перестать думать о проблеме, как само собой приходит готовое решение.
Ты ничего не сделал для того, чтобы оно пришло к тебе, ты просто
перестал мешать ему прийти. Канат всегда напряжён. Волос порвётся даже
при малейшем натяжении.
|