Ребе Исраэль, Магид (проповедник) из Козница, ежегодно посещал Апту.
Во время одного из таких посещений старейшины попросили ребе прочесть
во время празднования Шаббос (субботы) проповедь в шуле (синагоге).
Ребе Исраэль отказался.
— В прошлом году, — сказал он, — вы просили меня о том же. Я
произнёс проповедь в шуле, но ничего этим не добился. С тех пор у вас
ничего не изменилось. К чему я стану напрягать свой голос?
Укоризненные слова Маггида быстро стали известны всему местечку.
Жители Апты пришли в уныние. Вскоре встречи с ребе попросил некий
ремесленник.
— Я не учёный и не святой, — обратился этот человек к Маггиду, — но
я знаю, что, сказав, будто ваша проповедь не принесла никакой пользы,
вы ошиблись. Я слушал вас в прошлом году. Вы говорили об обязанности
каждого еврея практиковать то, что написано в Псалмах: «Всегда помню о
присутствии Господа». С тех пор я непрестанно стремлюсь к этому. Имя
Господа постоянно пребывает передо мной, явленное как чёрные огненные
буквы на белом огненном фоне, — это Имя начертано на всех людях и
предметах, которые встречаются мне на пути. Меня ни на миг не оставляет
священный трепет перед Божественным Присутствием.
Маггид улыбнулся этому человеку и извинился перед ним за свои поспешные выводы:
— Если в прошлом году раскрылась одна душа, возможно, в этом году их будет две.
В субботу в синагоге Апты Маггид прочёл проповедь, после которой многие обратились к праведной жизни.
Комментарий Рами Шапиро
«Всегда помню о присутствии Господа». Данная строка псалма исходит
из самого сердца духовной практики иудаизма. Многие хасиды вновь и
вновь повторяют эту строку, чтобы взглянуть за пределы кажущегося
разнообразия реальности и увидеть первооснову, которая есть Бог.
Жить в непрестанном сознании Божественного Присутствия — значит
обрести духовное пробуждение. Это значит выйти за пределы
двойственности, не отвергая её, и увидеть во множественном Единого. Это
значит увидеть, как недвойственность, которая есть Бог, проявляется в
качестве двойственности, которая есть творение. Нет ничего, кроме Бога.
Шивити не отрицает ничего: дух и материя, небо и земля, священное и
мирское, святое и светское — всё это воспринимается как те или иные
грани божественного.
|