Однажды к ребе Шалому пришла женщина с какой-то личной бедой.
— Я сделала всё, что могла, ребе, — пожаловалась она, изложив суть
проблемы. — Теперь всё зависит от милости Божьей, а ею я могу
заручиться только через вас, ребе. Пожалуйста, помолитесь за меня
Господу!
Ребе в этой просьбе сразу отказал:
— Вера — вот самое главное, почтеннейшая.
Посетительница пришла в глубокое уныние. Эта честная благочестивая
женщина очень нуждалась в помощи. С её точки зрения, у ребе не было
никаких оснований для отказа. Набравшись духу, она вымолвила:
— Да разве я буду спорить с вами, ребе?..
— И всё-таки споришь, — резко ответил он. — Уж не думаешь ли ты, что понимаешь эту ситуацию лучше меня?
— Я женщина неучёная, — ответила она спокойно, — но знаю кое-что из
Торы. Так вот, там сказано, что когда наших предков едва не настигло
войско фараона на берегу Красного моря, Бог вначале спас их, и только
потом они уверовали в Него. Спасение предшествовало вере. Я точно такая
же. Если Бог выручит меня сейчас, в данной ситуации, я, несомненно,
тоже уверую.
— Этого ещё не хватало! — закричал ребе Шалом. — Какая-то
неграмотная женщина собирается учить меня Торе! Никто до сих пор не мог
превзойти меня в толковании Торы!
Женщина стояла молча, не отстаивая свою точку зрения, но и уходить
так просто не собиралась. Вдруг лицо ребе расплылось в улыбке, а затем
он от всей души расхохотался:
— Впрочем, что я говорю. Никто — до сегодняшнего дня! Да, да, никто, кроме тебя!
Ребе помолился за эту женщину, и Бог дал ей то, в чём она нуждалась.
Комментарий Рами Шапиро
Есть два вида духовности. Одна основывается на вере в спасительную
милость Бога. Другая не основывается ни на чём. Женщина из этой притчи
представляет первый тип духовности, а ребе Шалом — второй. На иврите
две разновидности веры называются эмуна́ и битахо́н.
Эмуна — вера во что-то. Битахон — это в буквальном смысле доверие. Для эмуна должно быть «нечто», во что человек верит. Битахон
есть уверенность в том, что всё происходящее с нами само по себе уже
является путём к спасению, — только нужно обладать неусыпной духовной
зоркостью.
Битахон — труднодостижимое состояние. Ребе Шалом требовал от
пришедшей к нему женщины того, на что не были способны даже спутники
Моисея. Израильтяне не могли поверить Господу и бестрепетно встретить
очередное испытание даже когда Бог явил Свою силу, наслав на фараона
«десять казней египетских». Вместо этого они начали паниковать и
просить Бога снова их спасти.
Просить Бога о помощи — признак веры, но не глубочайшей веры. Ребе Шалом забыл, как трудно обрести битахон. Женщина напомнила ему, что такая вера большинству недоступна; нам нужны знаки. Женщине, в её ситуации, достаточно было эмуна.
|