В нынешние времена говорится много чепухи о мастерах и учениках, о
наследовании учения мастера любимыми учениками, которое давало им право
передавать истину последователям.
Конечно, учение Дзэн должно было передаваться таким путём, от сердца
к сердцу, и в прошлом такое совершалось часто. Господствовали не
формулировки и утверждения, а молчание и скромность.
Тот, кто получал учение, скрывал это даже через 20 лет, пока кто-то
другой не обнаруживал, что настоящий мастер стремится передать своё
учение, но даже и тогда естественно возникали случайности, и учение
развивалось по своим законам.
Ни при каких обстоятельствах учитель не мог сказать: «Я последователь Такого-то и Того-то».
Подобное заявление доказывало обратное.
У дзэнского мастера Му-Нана был только один последователь. Звали его Сею.
После того, как Сею закончил изучение Дзэн, Му-Нан позвал его к себе.
— Я стар, — сказал он, — и, насколько мне известно, ты, Сею,
единственный, кто может продолжить учение. Вот книга. Она передавалась
от мастера к мастеру в течение семи поколений. Я тоже многое добавил к
учению согласно своему пониманию. Это очень ценная книга, и я даю её
тебе, чтобы и у тебя были продолжатели.
— Если эта книга такая важная, пусть она лучше будет у тебя, —
ответил Сею. — Я получил Дзэн от тебя безо всяких книг и доволен тем,
какой он есть.
— Я знаю это, — сказал Му-Нан. — Даже если это так, эта работа
передавалась от мастера к мастеру в течение семи поколений. Поэтому
сбереги её как символ передачи учения.
По случайности они разговаривали перед жаровней. Как только Сею
ощутил книгу в своих руках, он швырнул её в пылающие угли. Он не желал
быть профессионалом.
Му-Нан, который до сих пор не знал, что такое гнев, взревел:
— Что ты делаешь?
Сею крикнул в ответ:
— Что ты говоришь?
|