Когда-то давным-давно к мастеру фехтования пришёл юноша и попросил
научить его сражаться на мечах. Мастер согласился и, начертав белой
краской во дворе большой квадрат, сказал:
— Ходи по этому квадрату.
Ученик взялся за дело с азиатским упорством и изо дня в день по
восемь часов вышагивал по этому квадрату. Но через полгода и его
терпение стало истощаться. Он снова подошёл к наставнику и сказал:
— Мастер, я пришёл учиться бою на мечах, а до сих пор бессмысленно топчусь по этому квадрату…
— А ты ещё не понял, как надо фехтовать?! — воскликнул наставник. —
Тогда продолжай ходить по этому квадрату и дальше. И снова юноша
полгода ходил во дворе, пока его терпению не пришёл конец.
— Всё, учитель. Я ухожу, — сказал он.
— Но почему? — удивился наставник. — Ты делаешь успехи.
— Я пришёл фехтовать, а не маршировать по этому квадрату.
— А ты ещё не понял, как нужно фехтовать? — спросил учитель.
— Нет, — ответил ученик.
— Хорошо, сейчас посмотрим, — сказал наставник.
С этими словами он снял со стены два меча — но не деревянных
тренировочных, а два стальных и острых, как бритва, клинка. Один он
вручил юноше, другой взял сам. Ученик неумело ухватился за рукоять.
— А теперь, — сказал мастер, — вспомни своё внутреннее состояние, которое было у тебя, когда ты шагал по этому квадрату.
В тот же миг взгляд ученика остановился и перестал что-либо
выражать. Учитель поднял меч и обрушил удар на юношу, но тот мгновенно
отреагировал и отразил его своим клинком. Вновь и вновь наносил удары
учитель, но вновь и вновь его меч встречал на пути клинок ученика.
Тогда мастер опустил оружие и снова спросил:
— Ну, теперь ты понял, как надо фехтовать на мечах?
|