Молодой токийский врач по имени Кусуда повстречал однокашника, изучавшего теперь дзэн. Он спросил его, что же это такое.
— Что это, я тебе сказать не могу, — ответил друг, — но одно знаю точно. Если ты поймёшь дзэн, то не будешь бояться смерти.
— Прекрасно, — сказал Кусуда, — я попробую. Где мне найти учителя?
— Иди к мастеру Нан-Ину, — посоветовал друг.
И вот Кусуда отправился к Нан-Ину. С собою он нёс кинжал девяти с
половиной дюймов, чтобы проверить, насколько сам учитель не боится
смерти.
Увидев Кусуду, Нан-Ин воскликнул:
— Здравствуй, друг! Как поживаешь? Мы уже так давно не виделись с тобою!
Ошарашенный Кусуда ответил:
— Мы же прежде никогда не встречались.
— Правильно, — заметил Нан-Ин, — я принял тебя за другого врача, что учился здесь.
Упустив из-за такого начала возможность проверить учителя, Кусуда
неохотно спросил, не может ли он получить наставление в дзэн. Нан-Ин
сказал:
— Дзэн — это нетрудно. Если ты врач, то лечи больных с милосердием. Это и есть дзэн.
Кусуда приходил к Нан-Ину трижды. Каждый раз тот говорил ему одно и то же:
— Врач не должен терять здесь время. Иди домой и заботься о своих больных.
Кусуде же всё ещё было непонятно, как такое учение может избавить от
страха смерти. Поэтому, придя в четвёртый раз, он пожаловался: «Друг
сказал мне, что постигший дзэн лишается страха смерти. Каждый раз,
когда я сюда прихожу, вы говорите, чтоб я заботился о больных.
Настолько я и сам знаю. А если это и есть так называемый дзэн, то
больше я сюда приходить не намерен».
Нан-Ин улыбнулся и погладил врача:
— Я был к тебе слишком строг. Позволь мне задать тебе коан.
И он поручил Кусуде работу над задачей Дзёсю «Му», первой из задач для просветления ума из книги «Бездверная дверь».
Кусуда размышлял над проблемой «Му» («Не-сущего») два года. Наконец
он решил, что достиг достаточной неподвижности ума. Но учитель сказал:
«Нет, ты ещё не там».
Ещё полтора года продолжал концентрацию Кусуда. Ум его стал
безмятежным. Проблемы исчезли. Не-сущее стало истиной. Он хорошо лечил
своих больных и, сам того не ведая, освободился от забот о жизни и
смерти. Когда же он пришёл к Нан-Ину — старый учитель лишь улыбнулся.
|