Конфуций обратился к Лао-цзы:
— Ныне, на досуге, дозвольте задать вопрос: в чем истинный путь?
— Строго воздерживайся и освобождай своё сердце, очисти до белизны
снега свой разум, разбей своё знание. Ведь путь глубок, его трудно
выразить в словах. Поведаю тебе о его очертаниях, — ответил Лао-цзы. —
Светлое-светлое рождается из тёмного-тёмного; обладающий порядком
рождается из бесформенного. Духовное — из пути, телесное — из
мельчайшего семени, а все вещи друг друга порождают с помощью телесной
формы. Поэтому обладающие девятью отверстиями рождаются из чрева,
обладающие восемью отверстиями — из яйца. Их появление не оставляет
следов, их исчезновение не имеет границ: нет ни ворот, ни жилищ, а лишь
открытое со всех четырёх сторон величайшее пространство. У того, кто
это постиг, руки и ноги становятся крепкими, ум — проницательным, слух
— тонким, зрение — острым. Он мыслит без усилий, откликается всем вещам
без ограничений. Небо не может не быть высоким, земля не может не быть
широкой, солнце и луна не могут не двигаться, вся тьма вещей не может
не расцветать — не таков ли естественный путь каждого? К тому же мудрый
определил, что много знающий вряд ли обладает знанием, а красноречивый
вряд ли обладает прозорливостью. Определение мудрого сохранится: ведь
прибавляй к нему — не прибавишь, убавляй от него — не убавишь.
Глубочайший, он подобен океану, величайший, он кончится, возвратившись
к началу. Держаться вне всей тьмы вещей, вмещая их неистощимую
способность к движению, — таково учение благородного мужа. Вместе со
всей тьмой вещей исчерпывать способности и не истощаться — таков этот
путь.
В Срединных царствах есть человек, который не подвержен ни силе
жара, ни силе холода, обитает между небом и землёй. Только временно он
человек и скоро вернётся к своему предку. Если наблюдать за ним с
самого начала, с рождения, увидим вещь студенистую, обладающую голосом.
Есть ли какое-либо различие между тем, проживёт ли долго, умрёт ли
преждевременно? Ведь речь идёт всего лишь о мгновении! Стоит ли
рассуждать о том, кто был идеальным, а кто порочным — Высочайший или
Разрывающий на Части?
|