Вначале Ле-цзы любил странствовать.
— Ты, Защита Разбойников, любишь странствия. Что же в них хорошего? — спросил Учитель с Чаши-горы.
— Радость странствий в том, — ответил Ле-цзы, — что наслаждаешься
отсутствием старого. Другие в странствиях наблюдают за тем, что видят.
Я в странствиях наблюдаю за тем, что изменяется. Есть странствия и
странствия! Ещё никто не сумел определить различия в этих странствиях!
— Ты, Защита Разбойников, странствуешь, конечно, как и другие, а
говоришь, что иначе, чем другие. Во всём, на что смотришь, всегда
видишь изменения, наслаждаешься отсутствием старого в других вещах, а
не ведаешь, что в тебе самом также отсутствует старое. Странствуя во
внешнем мире, не ведаешь, как наблюдать за внутренним миром. Кто
странствует во внешнем, ищет полноты в других вещах; кто наблюдает за
внутренним, находит удовлетворение в самом себе. Находить
удовлетворение в самом себе — вот истинное в странствиях, искать
полноты в других вещах — вот неистинное в странствиях.
И тогда Ле-цзы понял, что не постигает смысла странствий, и до конца жизни больше не уходил.
— Истинное в странствиях! — сказал учитель с Чаши-горы. — При
истинных странствиях не ведают, куда направляются; при истинном
наблюдении не ведают, на что смотрят. Все вещи странствуют, все твари
наблюдают — вот то, что я называю странствием, вот то, что я называю
наблюдением. Поэтому и говорю: истинное — в странствиях! Истинное — в
странствиях!
|