Когда-то в древности в Китае жил великий и могущественный император,
который щедро поддерживал искусства и ремёсла. Он окружил себя
живописцами, скульпторами и другими одарёнными людьми искусства,
которые соревновались друг с другом в том, чтобы удивить императора
выдающимися достижениями своего гения. Один из ремесленников смастерил
золотую клетку, да такую изысканную и совершенную, что равной ей не
было среди сокровищ всего мира. Клетка имела вид храма, её многие крыши
были украшены драгоценными камнями, а внутри неё было много комнат с
дверцами и калитками.
Сын Неба был так восхищён, когда ему преподнесли это великолепное
произведение, что сразу же пожаловал мастеру награду из яшмы и сделал
его принцем империи. Затем император позвал к себе всех своих охотников
и птицеловов и велел им идти с сетями в мир и ловить всех самых
удивительных и прекрасных птиц, которые будут попадаться им на пути.
После многих приключений, которые могут сравниться только с самыми
запутанными историями из Тысячи и одной ночи, птицеловы вернулись и
предстали перед императором. Все они по очереди рассказали о своих
приключениях и показали птиц, которых им удалось поймать. Под конец
самый старый из отправившихся на охоту птицеловов преподнёс владыке
феникса, пойманного на горах луны.
Император велел установить клетку в саду и в каждую из её комнат
поместил одну из редких птиц. Затем он приказал перенести трон в сад и
часами сидел, наблюдая за прекрасным спектаклем.
Пока он так сидел, окружённый мандаринами и принцами, в ворота
дворца постучал даосский монах. Монаха окружала тайна, ибо он не пришёл
по дороге, а спустился прямо с облаков. Это был дух. Подойдя к
императору, монах сел и спросил у него, где тот взял золотую клетку.
Император объяснил ему, что произошло. Тогда старик грустно покачал
головой и промолвил:
— Ваше величество, не подавайте дурной пример людям. Отпустите птиц и сломайте клетку.
Император очень удивился и опечалился. Он попросил старца объяснить свои слова.
— Ты, О Сын Неба, — продолжил монах, — есть образец праведности для
всех живущих в твоей империи. Ты здесь главный. Твои поступки являются
законом для жителей всей страны. По твоему поведению судят о том, что
хорошо, а что плохо. На тебе лежит великая ответственность, потому что
все взирают на тебя как на источник общественного блага.
Эта клетка, построенная в виде храма, заключает в себе тройственную
тайну. Прежде всего, это мир со многими комнатками, в каждой из которых
кто-то живёт. Кроме того, эта клетка символизирует Китай — империю,
раскинувшуюся в центре мира, а ты, О Император, и твои достопочтенные
подданные подобны пленённым птицам. Их государственные одеяния — это
яркое оперение птиц, тогда как ты сам — феникс. Палаты твоего дворца —
тюремные камеры, храмы — клетки, а твои державные дела — это сеть, в
которую ты оказался пойман. И, наконец, эта клетка — это твоё бренное
естество, а эти маленькие пернатые создания — это грёзы и надежды,
которые пленены твоей плотью. Всё, что ты знаешь в поэзии, музыке и
искусстве, всё прекрасное, что ты можешь понять и по достоинству
оценить, находится в плену у твоего смертного сознания.
О Император, отпусти птиц на свободу, и тогда, отпуская их, ты
освободишься сам. Никогда не держи никого в плену. Если ты будешь
держать этих птиц в золотой клетке, они прекратят петь. Каждая из них
начнёт тосковать и умрёт. Жизнь в клетке не стоит того, чтобы жить, и
поэтому тот, кто содержит в клетке птиц, тем самым рано или поздно
погубит их.
Тебе было очень приятно ловить этих птиц, а теперь доставь себе ещё
одну радость, прояви поистине королевское благородство и отпусти их на
свободу.
Закончив говорить, старый монах завернулся в свою мантию и исчез
прямо на глазах у императора. Император, который обладал познаниями во
многих науках, понял, что существо, которое только что говорило с ним,
было не обычным смертным монахом в мантии, а небесной сущностью,
попечителем птиц. Поскольку слова монаха были велением неба, Сын Неба
не мог им не повиноваться. Он приказал открыть все дверцы клетки и
выпустить птиц на свободу. Затем он велел отвезти клетку далеко в горы
и оставить её там с открытыми дверцами в качестве монумента для птиц.
Прошло некоторое время, и птицы вернулись в клетку и свили в ней
гнёзда. Когда император уставал от своих забот, он поднимался в горы,
усаживался рядом с клеткой и часами наблюдал за тем, как птицы влетают
и вылетают через распахнутые дверцы клетки. В конце жизни он написал
стихотворение, в котором отразилось понимание, приобретённое им в
результате созерцания тайны.
|