Легенда эта распадается на две части. Вторая ее половина,
содержащая в себе рассказ о садовнике Иване Шолудивом, есть не что иное, как
вариант весьма распространенной в народе сказки, героем которой является Незнайко.
Первая же половина носит чисто легендарный характер и составляет отдельное
целое.
В собрании В. И. Даля находится апокрифическая Повесть о
сыне крестном, како Господь крестил младенца убогого человека
Бысть в некоторой стране, в городе Антоуре: живяше некий
убогий человек во всяком убожестве, и по времени жена его роди сына... Рече
жена мужу своему: «Поди позови восприемника, кто б крестил чадо наше». Он же поиде
звати кума по всему граду своему, и никто же к нему не идет; скудости ради
гнушаются. Он же поиде в дом свой горько плакася, и встрете его некоторый муж
лицем светел и во светлых ризах, и виде убогого плачуща и спросиша его:
«Чадо! Что зло плачущи? Повеждь ми; аз печаль твою излечу и на радость
приложу». Той же рече ему: «Како мне не плаката! Родился у меня сын, не изыщу
к себе — кто б был восприемником и крестил его; никто не иде, и скудости моей
ради гнушаются мною». Той же пресветлый муж рече ему: «Гряди, чадо, в церковь
и вели священнику мало ждать; аз восприемником гряду и окрещу твоего детища».
Убогий же поклонися ему до земли... Прииде тот светлый муж — нареченный кум, рече
иерею: «Отче святый! Аз хощу восприемником быть и окрестить сего младенца».
Прием от иерея благословение, и окрестиша младенца и даша священнику за
крещение 4 златницы... Младенец той возроста и трех лет вопросиша родителя
своего: «Есть ли у меня отец крестный?» Мать его рече ему: «Чадо! Отец твой тако
безумен: сотворил твое крещение, а отца твоего крестного в дом к себе не
позвал и о имени его не поведал; и мы его по сие время не имам знати».
Младенец же, слышав то, зело бысть печален. И прииде праздник Воскресение
Господа нашего; той младенец прииде в церковь и ста в таком месте, иде же Спасителев
образ; зрит на Господа нашего Иисуса Христа, моляся со слезами, и во уме
своем помыслиша: «Даждь ми, Господи, видети отца моего крестного; не с кем
мне похристосоватися». Отпели утреню, и прииде ко младенцу муж зело велик и
украшен лицем, аки солнце сиеюще, и над ним много светлых и пресветлых юношей
во святых ризах; и рече тот светлый муж младенцу: «Сыне мой крестный, Христос
Воскресе!» И поцеловал младенца и даша ему два яйца. Младенец же отвеща: «Воистинно
Воскресе!» Тако ж муж вопроша младенца: «Знаеши ли ты отца твоего крестного?»
Младенец рече ему: «От рождения своего не имам знати отца своего крестного».
Рек ему светлый изрядный муж: «Аз есмь отец твой крестный». Младенец же прииде
в дом свой и нача с родителями своими христосоватися, даде им по яйцу; и они
на те два яйца смотря зело удивляхуся и между собою глоголаху: «Таковых яиц во
свете нет». И вопроша детища своего: «Кто их тебе даде?» Он же рече: «Отец
мой крестный даде мне».— «Како тебе отца крестного знати?* Младенец рече им с
клятвою: «Воистинно дал мне отец крестный».
Егда младенец поиде к литургии и вниде в церковь, и ста в
том же месте, зря на Спасителев образ, со слезами и со всяким умилением моляшеся,
глоголаше «Господи царю, творец мой! Даждь ми видети дом отца моего
крестного». Отпели литургию Божию, и виде младенец; церковное небо
растворилось и много грядущих светлых и пресветлых юношей во златых ризах...
И предстоящему народу никому не видимо взяша его на высоту и воз-несоша даже
до... девятого неба. И младенец ужасохся, и шестокрылати юноши рекоша ему:
«Чадо! Не бойся, не опалим тя пламением; мы слуги отца твоего крестного». И введоша
его в палату, и узре младенец, яко палата украшена, в ней же беседу-юще ангели
и архангели, поюще песнь, пресвятую Троицу славя-ще. И введоша его во другую
палату, и виде младенец, яко палата украшена лепотою паче первыя, в ней же седяще
пророцы и младенцы, хвалу Богу воздая. И введоша в третью палату, и та палата
украшена паче всех седмерицею и содеяно в ней двенадцать престолов, украшены
серебром и златом, и драгим камени-ем и жемчугом, и посреде един престол
превыше всех, преодеян багряною червленною ризою, и перед ним стояще херувимы
и серафимы и множество ангелов непрестанно славяща Господа и Спаса нашего
Иисуса Христа. И виде на том престоле сидяща Господа нашего Иисуса Христа; на
нем порфира царская, в руке держит скипетр, судит дела человеческие. Возста
Господь с престола своего и рече: «Поди, сыне мой крестный! То есть дом мой,
еже ты желаешь видети; аз зде пребываю». И взя его за руку и посадил на
престоле; а сам изволил изыдти в иную палату. Младенец же одеяйся во профиру
царскую, и возложи на себя венец, и взем в руце скипетр; и нача ему ангели и архангели
служити. И виде младенец все: кто на земле творит добрыя дела и худыя, и рай
и муку, и кто за какие дела мучится, и нача судить дела человеческие.
1-й Суд
Виде младенец на земле: некоторые разбойники и грабители
подкопали под церковь, хотяше святую церковь ограбити, и рече: повели,
Господи, церкви обрушитися и подавить грабителей. И того часу церковь
подавила их без покаяния.
2-й Суд
Той же младенец виде на земле: в некотором море плыша раз-бойникиы,
хотяще некоторую обитель разбита, и рече повели, Господи, разбойников потопить,
да не погубят святую обитель. Того часа корабль погрузишась в море, и
грабители без покаяния потонуша.
3-й Суд
Той же младенец виде на земле; у некотораго купца,
богатого человека, во храмине жена его от мужа своего творяше блуд с
прелюбодеями, и рече: повели, Господи, сей храмине обруши-тися и подавити
прелюбодеев. И того часа повалилась храмина, и с ними много неповинных без
покаяния подавила.
4-й Суд
Той же младенец виде на земле: в некотором граде люди
творят много блуда и неправды без покаяния, и рече: повели, Господи, за
беззаконие их сему граду провалитися сквозь землю. И того часа бысть так: погибоша
множество неповинных без покаяния.
Господь же умилосердился над народом, не хотя -создания
своего без покаяния погубити, и внидоша во святую палату, и виде сына своего
крестного седяща на престоле: в руцех держит скипетр, на нем порфира царская,
судит дела человеческие. Господь рече ему: «Сыне крестный! Немилостиво судиши.
Посидел ты на моем престоле четверть часа, и погубил ты без покаяния народу
на земле три тьмы тысяч человек-, аще б ты еще такоже время посидел на моем
месте, и ты бы всего народу не оставил; всех бы погубил до конца без
покаяния. Аз, Господь, творец всем человеком, не хощу смерти грешника и
ожидаю покаяния».
И взыде Господь на престол свой, и прием от крестна сына
порфиру царскую и венец и возложи на себя, и прием в руце скипетр и сяде на
престоле своем и нача судити дела человеческие. И повеле двум ангелом сына
своего крестного снести с высоты небесныя. Тогда ангели его принята и понесоша
в дом родителя его. Родители же вопроша его: «Где толикое время был еси после
обедни?» Он поведаше: «Аз был в доме отца моего крестного!» Они же не поняша
ему веры: «Чадо! Неправду глаголешь; како тебе быти у отца твоего крестного!
И мы его не знаем; ты же како знаеши дом его?» И рече им с клятвою: «Воистинно
я был у него!»
Легенда оканчивается так.- мальчик ради душевного спасения
покидает родительский дом, удаляется в непроходимые леса, и, затворившись в
пещере, день и ночь трудится Богу. По блаженной кончине, мощи труженика были
прославлены даром исцеление больных, недужных и скорбных.
Народная немецкая сказка: «Der Schneider im Himmel» имеет
близкую связь с этою апокрифическою повестью. Портной приходит к дверям рая и
упрашивает апостола Петра впустить его на небо. Сначала тот не соглашается;
но после — тронутый чувством сострадания — отворяет ему райские врата;
портной должен тихо и смирно усесться в уголку за дверями, так, что бы
Господь не заметил его присутствия и не разгневался.
Есть также легенда о крестнице Пресвятой Девы.
У одного бедного человека родилась дочь; долго искал и
просил он, чтобы взялся кто-нибудь окрестить его ребенка; все знали, что он
беден, и никто не соглашался. Тогда предстала ему прекрасная жена в великолепном
одеянии, и сама пожелала быть у него кумою. Она окрестила девочку и взяла ее
с собою. Прошло много годов; девочка выросла и поумнела. Однажды крестная
мать собралась в путь. «Ты можешь,— сказала она крестнице,— ходить по всему
дому; не входи только в эти три комнаты». Любопытная девушка нарушила
приказание и заглянула в одну запретную комнату, но едва отворила она дверь,
как вдруг улетела оттуда звезда. Воротясь домой, крестная мать хотела
прогнать виновную, но девушка так горько плакала и так упрашивала, что она
смягчилась и простила ее. Но и после того не выдержала крестница испытания,
и, заглянув во вторую запретную комнату, видела, как улетел оттуда месяц; и
на этот раз ей удалось вымолить себе прощение. Наконец решилась она отворить
дверь и в третью комнату, и только отворила, как улетело оттуда солнце. Тогда
крестная сказала ей: «Выбирай какое хочешь наказание: или будешь ты немою, но
зато красивее всех женщин, или сохранишь дар слова, но сделаешься самою
безобразною». Девушка выбрала первое.
Немая — она должна была покинуть свой счастливый приют и
искать себе другого пристанища. Долго шла она темным лесом, и когда настала
ночь — влезла на дерево, возле которого протекал источник; села на его ветвях
и крепко заснула. На другое утро рано пришла за водой служанка из
королевского замка, и только хотела почерпнуть — глазам ее представился
прекрасный образ девушки, отражавшийся в чистом зеркале источника. «Это я!» —
подумала она, бросила ведро, воротилась домой и сказала: «Я слишком хороша,
чтобы таскать воду!» Пошла другая служанка, и с нею случилось то же. Пошел
сам королевич, желая узнать — в чем дело. Он увидел красавицу, взял ее во
дворец и сделал своею женою. Когда родилось у них первое дитя, в то время невидимо
явилась ее крестная: разрезала ребенку палец, вымазала родительнице его
кровью рот и руки, а самого ребенка взяла с собою. Старая королева стала
говорить своему сыну: «Жена твоя ведьма! Ты видишь — она пожрала свое
собственное дитя», и настаивала, чтоб ее немедленно предать сожжению. Но
принц так сильно любил свою подругу, что не в силах был расстаться с нею, и
потому простил ее. То же самое случилось и со вторым его ребенком, и с
третьим. Что могла сделать несчастная, обвиняемая в смерти своих детей? Она
была нема, и ни одного слова не могла вымолвить в свое оправдание. Королевич
приговорил, наконец, свою жену к страшной казни сожжения, и вот повели ее на
костер... в ту самую минуту явилась ей крестная мать. «Я — Дева Мария,—
сказала она,— и как тебе было тяжко лишаться своих детей, так мне было тяжко
твое непослушание, когда ты выпустила звезду, месяц и солнце. Но теперь ты уж
довольно наказана!» Тут возвратила она своей крестнице и дар слова и троих
детей. С тех пор все они жили в радости и счастье.
Подобные же рассказы встречаются и у других народов.
Жил бедный дровосек. С горя и нищеты думал он уже
повеситься на дереве, как явился черт. «Что ты хочешь делать?» — спросил
нечистый. «Хочу повеситься,— отвечал бедняк,— я не в силах более таскать
дрова». Черт обещал доставить ему много золота и серебра, если он обещает
уступить ему то, что первое встретит его вечером при возвращении домой.
Дровосек согласился. Когда подходил он к своей избе, навстречу к нему
выбежала девочка, его единственное дитя, и с радостью сказала: «Скорей, отец!
Посмотри, что за чудо сотворил Господь с нами: подстилка, насланная для коз,
и клочки пряжи, брошенные наземь,— все превратилось в чистое золото».
На другой день поутру повел дровосек свою дочь на то самое
место, где являлся ему черт; там приказал ей дожидаться своего прихода и
оставил ее одну. Девочка села на траве и прождала до вечера. Боязнь овладела
ею, и она готова была заплакать; в то время явилась святая Дева Мария и спросила:
кого она ждет? Потом прибавила: «О мое дитя! Твой отец не воротится, он за
богатство уступил тебя дьяволу, который возьмет тебя и унесет с собою».
Горько заплакал в ужасе бедный ребенок. «Смотри, дочь моя! — сказала
Богоматерь, утешая девочку.— Я начерчу около тебя круг, за который ты не
должна выходить. Когда я удалюсь, ад пошлет за тобою своих слуг, но будь
мужественна — они тебе ничего не сделают». Затем Св. Дева начертила круг и
исчезла. Тогда приблизились безобразные демоны, но все их усилия были напрасны:
они не могли переступить таинственного круга; когда снова явилась Св. Дева,
они ни минуты не могли вынести ее сияния и тотчас же рассеялись в разные
стороны. Св. Дева взяла девочку за руку, привела в чудесный сад, среди
которого стоял великолепный дом, и дала ей четыре ключа. «Этими ключами,—
сказала она,— ты можешь отворить все двери и гулять по всем комнатам; только
не входи, дитя мое, в ту комнату, что отпирается этим деревянным ключом». Но
девочка нарушила заповедь, отворила дверь в запретную комнату и видела, как
Богоматерь исцеляла раны своего Божественного сына. В гневе изрекла Св. Дева:
«Да развернется земля и да поглотит неблагодарную!» — «Нет,— сказал
Спаситель,— пусть она заплатит за это другим наказанием». Св. Мария привела
ее в мрачную пещеру, строго запретила ей произносить хоть единое слово и
удалилась.
Долго жила она в этой пещере. Случилось однажды — охотился
вблизи королевич, зашел нечаянно в пещеру и увидел девушку. На все вопросы
его она не отвечала ни слова: несмотря на то, пораженный ее красотою,
королевич женился на ней. Через год она родила ему двух прелестных золотых
малюток. Ночью, когда и мать, и няня спали, пришла Св. Дева и унесла одного
ребенка. Когда няня проснулась и увидела, что детская постелька пуста, она
сильно испугалась королевского гнева; поймала гуся, вызолотила его, посадила
на постель и донесла, что жена королевича — злая ведьма, что она родное свое
дитя превратила в гуся. Король сильно разгневался на свою невестку и пришел к
ней в комнату, чтобы разузнать все дело; но тщетно, он ничего не добился от
несчастной матери, кроме слёз. На следующую ночь Пречистая Дева взяла и
другого ребенка; проснувшись, няня сделала то же, что и прежде. Тогда король
созвал суд и приказал судить королевну. Решено было замуровать ее живою в
каменную стену. Приговор был исполнен. Уже положили последний камень на ее
голову, уже отчаянье проникло в ее измученную душу — в то время явилась
Пречистая Дева, возвратила ей детей, дала позволение говорить и наделила
пищею. Целых три года пробыла королевна в каменной стене; наконец принц не
мог долее противиться своей любви, разрушил стену и нашел свою жену и детей.
С тех пор они жили мирно и счастливо.
Пользуясь собранием В. И. Даля, приводим оттуда русский
народный рассказ, в котором то же содержание передается почти с теми же
подробностями и обстановкою.
Жил-был мужик; до того обеднял, что остался у него один
сундук, и тот порожний. Что теперь делать? Держит он в уме: есть нечего,
купить не на что! Кажись, родную б дочь свою продал, да кому ее надобно?
Только подумал, как вдруг входит в избу Пречистая Дева и говорит:
«Здравствуй, мужичек! Продай мне свою дочь».— «Что за диво!» — подумал мужик,
еще ни слова не говорил, а уж ей ведомо! «Отчего не продать! — сказал он,—
Купи — твоя будет». Взял мужик деньги и отдал дочь. Пресвятая Богородица
привела ее в высокие хоромы и говорит: «Оставайся здесь и живи с миром. Если
соскучишься — вот тебе ключ, отопри эту дверь и ступай гулять: там тебе будет
весело». Девочка отворила дверь и вошла в большой-большой сад: каких только
цветов и деревьев в нем ни было! Целый месяц пробыла здесь девочка и все не
могла насмотреться, не могла нагуляться. Прошло много времени, и дала ей
Пречистая Дева другой ключ: «Будет скучно — отопри эту дверь и полюбуйся на
Божье создание». Отворила девочка другую дверь и увидела там многое множество
разных птиц, точно со всего света сюда собраны. Век бы глядел на них — не
нагляделся, век бы слушал их сладкое пение — не наслушался. Опять прошло
много времени, и дает ей Пречистая Дева третий ключ: «Будет скучно — ступай в
эту дверь, полюбуйся на Божье создание». Отворила девочка третью дверь и
увидела там многое множество разных зверей: все звери ласковые да красивые;
стала она играть с ними и на их скачки, на их прыжки долго не могла
налюбоваться. После отдала ей Пресвятая Богородица все ключи и говорит:
«Позволяю тебе везде ходить и все смотреть; только туда не ходи, где медный
замок на двери висит». Вот девочка и стала про себя думать: «Что это такое —
везде я хожу, на все я смотрю, а там не была, где медный замок висит? Дай
хоть немножко загляну!» И только чуть отворила дверь, как ударило оттуда
пламя, и она едва успела убежать в сторону. «Где ты была, что видела?» —
спрашивать Пресвятая Дева. «Я нигде не была, ничего не видела»,— отвечала
девочка. «Если ты не признаешься, я сделаю тебя и глухою, и немою».— «Я нигде
не была, ничего не видела»,— повторила девочка. Пречистая Дева сделала ее
глухою и немою и отвела в густой и темный лес.
Долго ходила она по лесу, притомилась, приустала и залезла
в дупло отдохнуть. На ту пору охотился тут царский сын; наехал он на дупло и
увидел девочку. Засмотрелся на ее красоту, и стал расспрашивать, кто она и
как сюда попала. Сколько ни спрашивал, она ни слова ему не промолвила. Тогда
царевич велел своим людям взять ее с собою и привез ее во дворец. Девочка
выросла и крепко полюбилась царевичу: захотел он на ней жениться, сказал отцу
и матери. Они и говорят ему: «Любезный сын! Мы с тебя воли не снимаем; а
совет наш такой: что за охота брать за себя немую? Женись-ка лучше на
царевне, али королевне». Но царевич так неотступно упрашивал, что делать
нечего — и отец, и мать согласились и дали ему свое родительское навеки
нерушимое благословение. У царя не пиво варить, не вино курить; веселым пирком
да за свадебку, отпраздновали и стали жить в радости. Ровно через год родила
молодая сына; но в ту же ночь, как скоро заснули все крепким сном, пришла
Пречистая Дева, разбудила жену царевича и сказала: «Я разрешаю твой язык,
признайся только, что видела ты в горнице, где висит медный замок?» — «Я
ничего не видала». Тогда Пречистая Дева сделала ее опять глухою и немою, взяла
ее ребенка и унесла с собой. Наутро спрашивает царевич о сыне; мамки и няньки
переполошились, искали-искали, думали-думали, и ничего не нашли, ничего не
придумали. Царь с царицею стали ему говорить, что жена его — злая ведьма,
сама изгубила свое милое детище, и что следует казнить ее. Царевич начал
слезно упрашивать своих родителей, и они сжалились на его слезы и простили
невестку. Через год родила она другого сына; ночью явилась Пречистая Дева и
унесла с собой и другого ребенка. Еще через год родился у царевича третий
сын, и с ним случилось то же самое. Тогда царь сильно разгневался и приказал
казнить царевичеву жену жестокою казнию. Повели ее казнить; уж все готово: и
топор, и плаха! В то самое время явилась Пресвятая Богородица с тремя
хорошенькими мальчиками и сказала: «Признайся, что видела ты в горнице, где
висит медный замок?» Тут только призналась це-ревичева жена, и святая Дева
простила грешницу, разрешила ей язык и отдала детей. После того царевич стал
со своею женою жить, да поживать, да добро наживать, а как умер его отец — он
сделался царем, и правил народом долго и милостиво. .
|