В народных стихах и легендах пьянству произносится строгое
осуждение, как такому пороку, который потемняет человеку рассудок и вызывает
его на всевозможные грехи и преступления. По свидетельству напечатанных нами
легенд и лубочных картин пьяницы пойдут в муку вечную и вместе с сатаною
будут гореть в неугасимом огне. «Некоторый человек пияница (читаем под одним
лубочным изображением) пропился на кружале до нага и рече: «Не знаю, что
пропить! Аще бы был купец, продал бы душу свою». И приде к нему диавол во
образе человеческом и рече ему: «Что, человече, думаеши?» — «А то я думаю! Не
знаю, что с себя пропить! Аще бы купец — продал бы душу свою». И да-де диавол
ему денег. Пияница сел и начал пити, не помышляше о душе своей. И приближися
вечер. Тогда рече диавол: «Аще кто купит коня, подобает ему взяти и узду. А
вы, сторонние люди! — свидетели: купил аз у сего человека душу, то подобает взяти
мне и тело». И нападе на людей страх велий. Диавол же взял пияницу и потащил во
ад на муку вечную»'.
На опойцах черти возят на том свете дрова и воду (см.
«Кумова кровать»). Самая выдумка высиживать хлебное вино приписывается
дьяволу. В сатирической «Повести о многоумном Хмелю» встречаем следующее
предание: «В древнее время был человек, имя ему Ной, праведен во всех
человеках; люди же тогда жили в великом согрешении. И восхотел Господь
скверну человеческих дел очистить и сотворить потоп на земле. И послал к
нему, Ною праведному, ангела своего, и повелел Ною сотворить ковчег. Ной же
по ангелову благовестию созидал ковчег тринадцать месяцев, а жене своей не
сказывал, куда ходит и что делает... Дьявол сказал жене Ноевой: «Жено! Повела
мне, куда ходит Ной, муж твой?» Она же сказала ему: «Крепок мой муж, не
говорит мне своей тайны». Дьявол же сказал ей: «Жено! Послушай меня, есть
трава по рекам, вьется по деревьям; имя ей хмель. И ты ступай, нарви травы
той цвету, упарь и уквась ее, и тем его напой, и он поведает тебе все, куда
ходит и что делает». И сошел Ной с горы по обычаю, пищи ради, и сказал жене
своей: «Жено! дай мне квасу; от работы своей сильно хочу испить». Жена же,
налив чашу, подала ему. Ной выпил и похвалил, и сказал: «Нет ли еще?» Жена
дала ему еще две чаши. Испивши, Ной лег опочить; а жена начала его ласковыми
словами спрашивать: «Куда, господине мой, ходишь и что творишь?» Ной и
рассказал ей все... Наутро пошел в горы и увидел ковчег свой разорен, и стал
плакать. И явился ему ангел Господень, и сказал ему: «Не велел я тебе
поведать дела этого жене твоей; услышал про то дьявол и разорил твой ковчег».
В сборнике Боричевского (Народн. слав, рассказы, с. 167—182) находим
любопытный белорусский рассказ такого содержания: «Жил-был бедной мужик; взял
он чуть ли не последнюю краюшку хлеба и поехал на пашню. Пока он работал,
пришел черт и утащил краюшку. Захотелось мужику пообедать; хвать — а хлеба нету!
«Чудное дело! — сказал мужик— Никого не видать, а краюшку кто-то унес. А, на
здоровье ему! Авось с голоду не умру». Пришел черт в пекло и рассказал обо
всем набольшему дьяволу. Не понравилось сатане, что мужик не только не ругнул
вора, а еще сказал ему на здоровье! И послал он назад черта-. «Ступай,
заслужи мужикову краюшку!» Обернулся черт добрым человеком и пошел к мужику в
работники; в сухое лето засеял ему целое болото — у других крестьян все
солнцем сожгло, а у этого мужика уродился чудной хлеб; в мокрое, дождливое
лето засеял по отлогим горам — у других все подмокло и пропало, а у этого
мужика опять урожай на славу. Куда девать хлеб? Черт и принялся за работу:
давай затирать да висиживать горькуху, и таки умудрился! После от него все
переняли делать горькуху, и пошла она, окаянная, гулять по белому свету!»
Подобный же рассказ о происхождении хлебного вина
существует и между татарами Нижегородской губернии, с таким добавлением:
приготовляя вино, черт подмешал туда сначала лисьей, потом — волчьей, а
наконец, и свиной крови. От того, если человек немного выпьет — голос бывает
у него гладенький, слова масляные, так лисой на тебя и смотрит; а много
выпьет — сделается у него свирепый, волчий нрав; а еще больше выпьет — и как
раз очутится в грязи, словно боров.
Кроме того, поселяне наши от души верят, что нечистый
всегда предостерегает пьяного и готов затащить его в болото или трущобу.
Одному, например, мужику случилось поздним вечером ворочаться домой с веселой
пирушки. Навстречу ему незнакомый. «Здоров будь!» — «Здравствуй!» Слово за
слово. «Зайдем ко мне,— говорит встречной,— обогреемся и выпьем по чарке, по
другой».— Отчего не выпить!» Пришли. Взялся мужик за чарку, и только
перекрестился, глядь! — стоит по горло в омуте, в руках кол держит, а
товарища как не бывало!
|