Поэтическому взгляду поселянина все в природе
представляется живым, одушевленным: это отразилось в тысяче различных примет,
сказалось в заговорах и песнях, запечатлелось в самом языке и преданиях.
Несобранные с нивы колосья просят его: «Возьми нас с собой!» Свое сено,
скошенное с собственного луга, стонет под гнетом чужого, захваченного с
соседского участка. Изгородь, поставленная в землю верхними концами,
упрашивает выдернуть ее и вбить в землю нижними концами; по народному
поверью, колья в заборе должны стоять точно так, как стояли они, будучи
живыми деревьями, т. е. корнем книзу.
Соединяя с крестным знамением великую силу, прогоняющую
нечистых духов, простолюдин убежден, что ни одно дело не следует начинать,
«не благословись»; в противном случае не жди удачи (см. «Пустынник»). Если
где стряпуха готовит обед или ужин, не благословясь, если где питье и ествы
ставятся на стол без крестного Знамения, то в этот дом приходят черти, пьют и
едят вместе с хозяевами, пляшут и поют срамные песни; к благословенному же
столу ни один бес не может приблизиться (см. «Пустынник и дьявол»).
Лубочная картина представляет две трапезы: «трапезу
благочестивых людей, ядущих с благодарением: ангел Господень предстоит им,
благословляет, а бесы прогоняет, Христовою силою помрачает» и «трапезу
неблагодарных людей, празднослов-цев, кощунов, скверноглаголющих, ядущих без
благословения: ангел Господень отврати лице свое от них, отиде — стоя плачет
яко видит: бесы веселящееся с ними»*. Сосудов и кринок с разными кушаньями и
напитками не советуют оставлять непокрытыми, боясь, чтобы вражья сила не
осквернила их; если нечем покрыть, то должно перекрестить, или, по крайней
мере, положить сверху две лучины накрест. В легенде «Потанька» черт По-танька
влезает в опару, приготовленную без благословения; в другой легенде —
«Поездка в Иерусалим» — нечистый садится в кувшин с водою, оставленный
непокрытым.
Между поселянами нашими ходит рассказ об одном мужике,
который подпил на свадьбе и был уведён чертом. Целых три года пропадал он без
вести, да раз как-то под праздник сошлось в торговой бане бесовское сборище и
мужика с собой привело; давай пировать, плясать, песни распевать! До того
загулялись, что петухи запели — и в ту ж минуту сгинули все черти. Остался один
мужик в бане, начал он стучать в двери и насилу достучался, чтоб отперли.
Сторожа выпустили его из бани, смотрят — мужик весь в лохмотьях, чуть не
голый вышел: так обносился! И дивуются все, как попал он в баню; стали его
расспрашивать. Мужик рассказал, что целые три года таскался с чертями по
разным местам: «Где свадьба или какой праздник, там и нечистые завсегда;
придут и засядут на печке, а как станут хозяева подавать на стол неблагословенное
кушанье, они тотчас подхватят то блюдо * себе, все наготовленное съедят, а
вместо еды накладут на блюдо всякой погани. То же самое и с питьем: вино ли,
мед ли подадут, не благословясь,— они дочиста опорожнят посудину, да и нальют
туда чего хуже не выдумаешь!»
|