Соломон Премудрый
Сличи со следующей легендой о «Солдате и Смерти».
О премудром царе Соломоне известен целый ряд старинных
повестей, о которых смотри в сочинении г. Пыпина: «Очерк литературной истории
старинных повестей и сказок русских» (с. 102—123). С этими повестями,
занесенными во многие рукописные сборники, имеют связь и те народные сказания
о Соломоне, которые вошли в «Српске народне приповийетке» Караджича.
Солдат и Смерть
Смерть является здесь не отвлеченным понятием, а, согласно
древнейшему представлению, живою, олицетворенною; такою видим ее и в другой
легенде («Пустынник»), и в немецких сказках, о чем подробнее будет сказано
ниже, и в известной «Повести о бодрости человеческой» (начало: «Человек некий
ездящий по полю чистому, по раздолью широкому, конь под собою имея крепостию
обложен, зверовиден...»). Повесть эта попадается во многих рукописях XVII и
XVIII столетий; составляя любимое чтение грамотного люда, она перешла в
устные сказания и на лубочную картину. Приводим здесь народный рассказ об Анике-воине
в том виде, в каком записан он в нашем собрании.
«Жил-был Аника воин; жил он двадцать лет с годом, пил-ел,
силой похвалялся, разорял торги и базары, побивал купцов и бояр, и всяких
людей. И задумал Аника-воин ехать в Иерусалим-град — церкви Божьи разорять;
взял меч и копье и выехал в чистое поле на большую дорогу. А навстречу ему
Смерть с острою косою". «Что это за чудище! — говорит Аника-воин.— Царь
ли ты царевич, король ли королевич?» — «Я не царь-царевич, не
король-королевич, я твоя Смерть — за тобою пришла!» — «Не больно страшна: я мизинным
пальцем поведу — тебя раздавлю!» — «Не хвались, прежде Богу помолись! Сколько
ни было на белом свете храбрых могучих богатырей — я всех одолела. Сколько
побил ты народу на своем веку — и то не твоя была сила, то я тебе помогала».
Рассердился Аника-воин, напускает на Смерть своего борза-го коня, хочет
поднять ее на копье булатное, но рука не двинется. Напал на него велий страх,
и говорит Аника-воин: «Смерть моя Смерточка! Дай мне сроку на один год».
Отвечает Смерть: «Нет тебе сроку и на полгода».— «Смерть моя Смерточка! Дай
мне сроку хоть на три месяца».— «Нет тебе сроку и на три недели».— «Смерть
моя Смерточка! Дай сроку хоть на три дни».— «Нет тебе сроку и на три часа». И
говорит Аника-воин: «Много есть у меня и сребра, и золота, и каменья
драгоценного; дай сроку хоть на один час — я бы роздал нищим все свое
имение». Отвечает Смерть: «Как жил ты на вольном свете, для чего тогда не
раздавал своего имения нищим? Нет тебе сроку и на единую минуту!» Замахнулась
Смерть острою косою и подкосила Анику-воина: свалился он с коня и упал
мертвой».
Народные русские поверья представляют Смерть вечно
голодною, пожирающею все живое; в первом списке напечатанной нами легенды —
когда солдат заставил ее несколько лет глодать одни лесные деревья, Смерть
так отощала, что едва ноги двигала.
В аду солдат до того надоел чертям, что они долго не
знали, как его выжить, и, наконец, уже вызвали его из этого теплого места,
ударив в барабан тревогу.
Подробный рассказ есть о матросе Проньке.
«Был матрос Пронька; всю службу свою слыл горькой пьяницей:
чарка для него была полглотка, а ендову осушал в два приема без отдыха. Что
там ему не говори, только и услышишь: «Пей да дело разумей! Пьян да умен —
два угодья в нем! Пьяница проспится, дурак никогда!» И впрямь дело он
разумел, от работы не отказывался, говорил всегда правду, и все его любили и
берегли. Раз как-то Великим постом стал говорить ему священник: «Пронька,
Бога ты не боишься! Неравен час — во хмелю умрешь; ведь смерть ходит не за
горами? Ну, что тогда скажешь ты, как пьяной предстанешь пред Шспода?» А он в
ответ: «Батюшка! Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке: всю правду,
значит, скажу перед Богом».
Как сказал священник, так и случилось. С каких — уж не
знаю — радостей сильно подпил Пронька, да видно слишком на себя понадеялся,
полез на мачту и свалился оттуда прямо в воду. Вот по-сказанному, как по-писанному,
явился он на тот свет пьянешенек и не знает, куда идти? А там, дело
известное, и для трезвого потемки; так пьяному-то просто беда! Вот пошла ранжировка
да перекличка, кого куда; матросов-горемык — известно всех в рай назначают, и
Проньку вскричали туда ж. А он бурлит себе, замешался в толпу, и попал в ад;
шумит там пуще всех, только другим мешает... Много было хлопот, чтобы вывесть
его из ада, долго не могли с ним справиться; да уж Никола Морской догадался,
взял боцманскую дудку, стал у райских дверей и засвистал к вину. Как услыхал Пронька,
сейчас бросился из ада вон и в ту ж минуту явился, куда следует». (Из
собрания В. И. Даля).
Особенно интересны подробности в третьем списке легенды о
«Солдате и Смерти». Подробности эти совершенно сходны с теми, какие встречаем
в немецкой сказке. И здесь, и там — одинаков рассказ о том, как получает
солдат чудесную торбу (ранец), как заключает в нее чертей и освобождает от
нечистой силы покинутый дворец. Только нет в немецкой сказке той проделки со
Смертью, вследствие которой попадает она в торбу и несколько лет висит в лесу
на осине; да сверх того в окончании находим следующее изменение: приходит
солдат к небесным вратам и стучится: на страже стоял тогда св. Петр: «Ты
хочешь в рай»? — спрашивает апостол. «В аду меня не приняли,— говорит
солдат,— пусти в рай»,— «Нет, ты сюда не войдешь!» — «Ну, если не хочешь меня
впустить, то возьми назад ранец; я ничего не хочу от тебя иметь». И вместе с
этими словами просунул свой ранец сквозь райскую решетку. Св. Петр взял ранец
и повесил возле своего кресла. Тогда сказал солдат: «Теперь я желаю сам быть
в моем ранце». И в миг он очутился там, и св. Петр принужден был оставить его
в раю.
Далее, в русской легенде встречаем эпизодический рассказ о
том, как черт научил солдата лечить: он дал ему чародейный стакан, в котором
— если нальешь туда холодной воды и поставишь его возле больного — непременно
увидишь, где стоит Смерть, у изголовья или в ногах хворающего: в последнем
случае стоит только взбрызнуть его водою из стакана — и в ту же минуту он
встанет здрав и невредим. Этот любопытный эпизод развит у немцев в особенной
сказке «Der Gevatter Tod» (в собрании сказок братьев Гримм, ч. 1, № 44).
Жил-был бедняк, у него было двенадцать детей; и день, и
ночь работал он, чтобы пропитать свою семью. Когда родился у него тринадцатый
ребенок, он уже не знал, чем пособить себе в нужде; вышел на большую дорогу и
решился первого кого встретит, взять в кумовья. Первый встречный ему был сам
Господь; зная, что у него было на душе, он сказал: «Мне тебя жаль, и я хочу
окрестить твоего ребенка, буду заботиться о нем и сделаю его счастливым».—
«Но кто ты?» — «Я Господь».— «Нет, не возьму тебя в кумовья. Ты наделяешь
богатых, а оставляешь голодать бедных». Так сказал бедняк, потому что не
ведал он, как премудро распределяет Бог и богатства, и нищету. Повернулся он
и пошел дальше. Навстречу ему — дьявол, и говорит: «Возьми меня в крестные
отцы твоему ребенку; я наделю его грудами золота и всеми наслаждениями
жизни».— «А ты кто?» — «Я дьявол».— «Нет, ты искушаешь и обманываешь
человека». Пустился в путь дальше; идет костлявая Смерть и говорит: «Возьми
меня кумом».— «Кто ты?» — спрашивает бедняк. «Я Смерть, которая всех
уравнивает».— «Да, ты справедлива; ты не различаешь ни богатых, ни бедных, и
ты будешь моим кумом». В назначенный день пришла Смерть, и крещение было
совершено.
Когда мальчик подрос, он пошел однажды навестить своего
крестного. Смерть повела его в лес, указала на одну траву, которая там росла,
и сказала: «Вот тебе дар от твоего крестного. Я сделаю тебя славным лекарем.
Всякий раз, как позовут тебя к больному, ты меня увидишь: если буду я стоять
в головах больного, то смело говори, что можешь его вылечить; дай ему этой
травы, и он выздоровеет. Но если я у ног больного — он мой!* Тогда должен ты
сказать, что всякая помощь будет напрасна, и что никакое лекарство в мире не
в силах его спасти». В короткое время повсюду разнеслась молва о новом славном
лекаре, которому стоит только взглянуть на больного, чтобы наверно узнать,
будет ли он снова здоров или умрет. Со всех сторон звали его к больным, много
давали ему золота, и вскоре он сделался богатым. Между тем случилось заболеть
королю. Призвали лекаря и спросили, возможно ли выздоровление? Когда явился
он у постели больного, Смерть стояла в ногах и никакое снадобье не могло ему
пособить. «Нельзя ли мне хоть однажды перехитрить Смерть? — подумал лекарь.—
Конечно, ей не понравится, но ведь я не даром ей крестник, и она верно посмотрит
на это сквозь пальцы; дай, попробую». Он приподнял короля и уложил так, что
Смерть очутилась в головах больного; тотчас дал ему травы, и король восстал
совершенно исцеленный. Смерть подошла к лекарю, лицо ее было мрачно и гневно;
она погрозила пальцем и сказала: «Ты обманул меня; на этот раз я тебя прощаю,
потому что ты мой крестник; но берегись! Если попробуешь в другой раз сделать
то же — я возьму тебя самого!»
Вскоре после того заболела тяжким недугом дочь короля; это
бьшо его единственное дитя, день и ночь он плакал и повсюду приказал
объявить: кто спасет королевну от смерти, тот будет ее мужем и наследует все
царство. Лекарь явился к постели больной, взглянул — Смерть стояла в ногах
королевны. Ему припомнилось было, как предостерегал его крестный отец; но
изумительная красота королевны и счастье быть ее мужем рассеяли все опасения.
Он не видел, что Смерть бросала на него гневные взгляды и грозила пальцем,
приподнял больную и положил ногами к изголовью, дал ей травы — в ту ж минуту
на щеках ее показался румянец, и жизнь воротилась к ней снова.
Обманутая вторично Смерть приблизилась к лекарю и сказала:
«Теперь твоя очередь настала». Ухватила его своей ледяною рукою так крепко,
что он не мог противиться, и повела в подземную пещеру. Там увидел он в необозримых
рядах тысячи и тысячи возженных свеч: и большие, и наполовину сгоревшие, и
малые. В каждое мгновенье одни из них погасали, а другие вновь зажигались,
так что огоньки при этих беспрестанных изменениях, казалось, перелетали с
места на место. «Взгляни,— сказала Смерти,— это горят человеческие жизни.
Большие свечи принадлежат детям, наполовину — сгоревшие людям средних лет,
малые — старикам. Но часто бывает, что и дети, и юноши наделяются небольшою
свечою». Лекарь просил показать, где горит его собственная жизнь. Смерть
указала ему на маленький огарок, который грозил скоро погаснуть: «Вот,
смотри!» — «Ах, милый крестный! — сказал устрашенный лекарь,— зажги мне новую
свечу, позволь мне насладиться жизнью, быть королем и мужем прекрасной
королевны».— «Это невозможно,— отвечала Смерть.— Прежде, нежели зажечь новую,
должно погасить прежнюю»,— «А ты поставь этот догорающий остаток на новую
свечу — так, чтобы она тотчас же зажглась, как скоро он потухать станет».
Смерть притворилась, что хочет исполнить желание своего крестника, взяла
новую большую свечу, но, приставляя к ней старый огарок, нарочно, из мщенья,
его уронила; пламя погасло, и в ту ж минуту лекарь упал наземь и сделался
добычею смерти.
Подобный же рассказ известен и у венгров; только конец
другой. Смерть крестит у одного бедняка новорожденного младенца; подпивши на
крестинах и развеселясь, она наделяет своего кума чудесною силою исцелять
больных, хотя б они были при самом последнем издыхании: стоит только ему
коснуться постели умирающего или стать пред его кроватью — и больной тотчас
выздоровеет; сам же он должен умереть тогда, когда скажет аминь. Прежний
бедняк делается лекарем и скоро богатеет. Прошло несколько лет, и вздумал он
навестить Смерть. Только что поехал в путь, как встретил плачущего ребенка;
он взял его к себе и спросил: «О чем ты плачешь?» — «Ах,— сказало дитя,— как
мне не плакать? Отец прибил меня за то, что я не знаю в молитве одного
слова».— «Какое ж это слово? Отче наш?» — «Нет, не то!» Лекарь проговорил всю
молитву до самого конца, но ответ был один: «Нет, не то!» — «Так верно-,
аминь?» — сказал он, наконец. «Да, сказала Смерть (это она явилась в виде
плачущего ребенка); да, аминь!... и тебе кум, аминь!» И он тут же умер;
сыновья его разделили между собой все богатство, и если не умерли, то до сих
пор здравствуют на белом свете.
Г. Максимович записал русский народный рассказ о мужике и
Смерти, в котором то же самое содержание, но обстановка и подробности другие-.
«Мужик косил сено. Вдруг коса обо что-то зацепилась и зазвенела. «Нашла коса
на камень!» — сказал мужик. «Да, Похоже на то!» — проговорила кочка. Мужик
смотрит: кочка подымается, закурилась и стала из нее Смерть. С испугу он
замахнулся на нее косою. «Постой!» — говорит Смерть.— Не шали, я тебе
пригожусь; я тебя сделаю лекарем; только смотри, берись лечить тех, у кого
буду стоять в ногах; станешь вылечивать непременно; если ж увидишь меня в
головах у кого, отказывайся». Сказав это, Смерть пропала. Пошел мужик в
Москву и принялся лечить. За кого ни возьмется, как рукой болезнь снимет!
Пронеслась о нем слава, от больных отбою нет; разбогател он и зажил в
каменном доме. Один раз зовут его к богатому купцу. Приходит он; видит, что
Смерть в головах, и не берется лечить. «Сделай милость полечи! Что хочешь
возьми...» — «Право не могу!» — «Вот тебе сейчас пятьсот рублей, а вылечишь,
дадим пять тысяч — вот и вексель!» — «Пять тысяч деньги! — думает мужик.— Дай
попытаюсь!» Дал своего снадобья и ушел до завтра. Только что принял больной
лекарство, как тут же и дух вон. На другой день приходит мужик к купцу
лечить; только уж его самого там попользовали, да так ловко, что к вечеру он
слег в постелю. Оглянется — а Смерть у него в головах. «Плохо дело! — думает
мужик.— Как быть?» И говорит своим: «Неловко что-то лежать мне; положите-ка
меня к изголовью ногами». Переложили его; глядит он: Смерть всё в головах.
«Ох, все неловко! — говорит он.— Придвиньте-ка плотнее кровать к стене да
положите меня поперек. Повернули его и так; глядит, а Смерть все в головах, и
шепчет ему на ухо: «Полно, брат! Не отвертишься...» Через день после похорон
купца, и мужика снесли на кладбище».
|