Начало этой любопытной легенды заимствовано из «Притчи о
теле человеческом, и о душе, и о воскресении мертвых». Притча эта встречается
во многих рукописных прологах XIII, XIV, XV и XVI столетий и между
сочинениями Кирилла Туровского, который передает ее в более распространенном
изложении. Конечно, отсюда она перешла в народные сказания, и это служит
новым свидетельством того влияния, какое оказывала книжная литература на устную.
Для сличения приводим здесь самую притчу.
«Человек некто добра рода насади виноград, и оплотом огради,
и отходя вдомия отча своего: «Кого,— рече,— створю стража-. дому моему и притяжанию?
Аще бо поставлю еде от предстатель моих, то потеряють мой труд. Но сиче
створю: поставлю стража хромча и слепча, да аще кто хоще украсти от враг моих
в винограде, слепець чюеть, а хромець видить; аще кто от сего всхо-щеть, хромець
убо не имать ногу дойти, слепец же аще пойдет — в пропастех убьется». И посадив
я, отъиде. Надолзе бо седящим им, и рече слепече ко хромчю: «Что убо блогоухание
полетаеть изнутрь врат?» Отвеща хромець: «Многа блага господина наю внутрь
есть, иже неизреченьная вкушения; но понеже премудр есть господин наю, мене
посади хромаго, а тебе слепаго, и не можеве того дойти и насытитися». Отвеща слепече
хромчю: «Почто еси сих не возвестил да быхове не жадала? Аще бо слеп еемь, но
ногы имам и силен еемь носити тя: ныне бо возми хошь, и всади на мои плещи, и
аз тя несу, а ты мне путь поведай; и вся благая господина наю обоемлеве. Да егда
приде господин наю, укрыется дело наю от него; аще мене воспросить, и реку:
ты веси, господине мой, яко слеп аз еемь; аще ли тебе вопросить, ты же речи:
аз хром еемь, и тако премудруеве господина наю». Всед же хромець на слепеца и
щед окрадоста овощь господина своего. По времени же пришед господин винограда
и види его окра-дена, повеле привести слепца, и глагола: «Недобра ли тя поста-вих
стража винограду моему, почто еси окрал его?» Отвеща слепече: «Господи, ты
веси, яко слеп еемь; аще бых хотел дойти, не вижю дойти; но крал еемь хромець,
а не аз». И повеле господин блюсти слепеца, дондеже приведуть хромца. Призвану
же хромчю, начастася спирати. Хромець глаголаше слепчю: «Аще не бы ти носил
мене, николи же могл бых там дойти, понеже хром есть». Слепець же глоголаше:
«Аще бы не ты мне путь поведал, то не бы аз там дошел». Тогда господин, сед
на судищи, нача судити, и рече господин: «Яко же еста рекла (крала), тако да всяде
хромець на слепца». Вседшю бо хромьчю на слепца, повеле бити немилостивено».
В народной легенде вместо хромца выведен безрукий. Далее
легенда воспользовалась библейскими сказаниями об Адаме и Ное, но передает их
в искаженном виде, смешивая события и перепутывая их баснословными народными
преданиями. Сюда вошли и некоторые рассказы из старинного животного эпоса.
Так, народное суеверие представляет, что собака первоначально была сотворена
голою, без шерсти; Бог заставил ее стеречь от демонских козней тело первосозданного
человека; нечистый грозит собаке зимними морозами и, соблазняя, дает ей
мягкую шубу. Любопытны роли, которые играют в ковчеге мышь и уж. Нечистый
ухитряется, влезает в ковчег и в виде мыши прогрызает в нем дыру; уж затыкает
ее своей головой. После потопа следует вновь создание земли и людей; очевидно
устный рассказ относит здесь в конец то, что должно было стоять в начале.
«Предание о создании земли» записано г. Терещенком (Быт русского народа, ч.
V, с. 44—45) с некоторыми подробностями, которых недостает в нашей легенде:
«В начале света благоволил Бог выдвинуть землю. Он позвал
черта, велел ему нырнуть в бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли
и принести ему. «Ладно,— думает сатана,— я сам сделаю такую же землю! Он
нырнул, достал в руку земли и набил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам
не произносит ни слова... Господь куда ни бросит землю, то она вдруг является
такая ровная, ровная, что на одном конце станешь — то на другом все видно,
что делается на земле. Сатана смотрит... хотел что-то сказать и поперхнулся.
Бог спросил его, чего он хочет. Черт закашлялся и побежал от испугу. Тогда
гром и молния поражали бегущего сатану, и он где приляжет — там выдвинутся
пригорки и горки; где кашлянет — там вырастет гора; где привскачет — там
высунется поднебесная гора. И так бегая по всей земле, он изрыл ее; наделал
пригорков, горок, гор и превысоких гор».
В карпатской колядке поется, что при начале света два
голубя спустились на дно моря, достали оттуда песку и камня, из которых и
были созданы земля и небесные светила.
Доисторические предания, уцелевшие почти у всех индоевропейских
народов, рассказывают, что само божество научило первоначально человека
строить жилища, ковать металлы и возделывать землю". На Украине есть
поверье, что сам Господь дал Адаму плуг, а Еве прялку — в то время как они
нарушили заповедь и были высланы из рая". Согласно с этим, напечатанная
нами легенда повествует о том, как Господь выучил людей строить избу и
запрягать лошадь. Между русскими крестьянами ходит еще другое предание о
постройке избы: долго люди не умели придумать, как бы охранить себя от
непогоды и стужи; наконец черт ухитрился и выстроил избу, всем бы хороша: и
тепло, и уютно, да темно, хоть глаз выколи! Уж ангел Господень научил
прорубить окно, и с тех пор стали люди строить избы с окнами. Предание это
носит на себе печать весьма древнего происхождения. Злой дух, как
представитель темной силы, мрака, по народным поверьям боится света и
исчезает с первыми лучами солнца", все, что имеет связь с светом,
исходит не от него, а даруется божеством добра и правды
|