Суеверное уважение к пятнице, питаемое русским
простолюдином, заслуживает особого внимания археологов. Во многих местностях
России по пятницам бабы не прядут, не стирают белья, не выносят из печи золы,
а мужики не пашут и не боронят, почитая эти работы в означенный день за
большой грех. В народном стихе душа, прощаясь с телом, обращается к нему с
таким напоминанием былых грехов:
Мы по середам, по пятницам платье золовали, Платье золовали,
мы льны прядовали".
Особенно же уважаются в народе издревле двенадцать пятниц,
которые бывают перед большими праздниками: а) перед Благовещеньем, Ь) первая
и с) десятая после Воскресения Христова, d) перед Троицею, е) Успением, f)
Ильиным днем, g) праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, h) Вздвиженьем,
i) Покровом, к) Введением во храм Пресв. Богородицы, 1) Рождеством и т)
Крещением. До сих пор сохраняется старинное сказание о 12 пятницах,
почитаемое раскольниками наравне со Свящ. Писанием". На Ваге в прежнее
время ежегодно праздновали пяток первой недели Поста у часовни, куда совершался
для этого крестный ход. Во время неурожаев, засухи или сильных дождей, по
случаю скотского падежа и появления червей были празднуемы «обетныя» пятницы;
в XVI веке писались в таких случаях целым миром заповедные записи. Так,
крестьяне Та-вренской волости (в 1590—1598 гг.) обговорились промеж себя и
учинили заповедь на три года, чтобы «в пятницу ни толчи, ни молоти, ни камение
не жечи», а кто заповедь порушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги.
Константинопольский патриарх окружною грамотою 1589 года к литовско-русским
епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем".
Стоглав (в 40-й главе) свидетельствует, что в его время
ходили «по погостам и по селам и в волостях лживые пророки, мужики и женки, и
девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отрастив, роспустя, трясутся и
убиваются, а сказывают, что им являются св. Пятница и св. Анастасия и велят
им заповедывати канун засвечивати; оне же заповедывают христианам в среду и
пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и камение
не разжигати, и иныя заповедуют богомерзкие дела творити». По народному объяснению
по пятницам не прядут и не пашут, чтобы не запылить матушку-Пятницу и не
засорить ей кострикою и пылью глаз. Если же бабы вздумают прясть и шить в
этот день, то св. Пятница накажет их ногтоедом, заусеницею или болезнью глаз:
поверье это послужило основанием напечатанной нами легенды. По словам
духовного регламента, суеверы уверяли, что «Пятница гневается на не
празднующих (ее дня) и с великим на оных угрожением наступает». В некоторых
деревнях в пятницу не засиживаются долго при свечах, потому что в этот день
ходит по домам «св. Пятинка» и карает всех, кого застанет не спящим.
В Малороссии поселяне уверяют, что они сами видели, как
Пятница ходит, по селам вся исколотая иглами и изверченная веретенами, потому
что многие женщины и шьют, и прядут в такие дни, которые следует праздновать
в честь этой святой. Таким образом, особенное уважение к пятнице объясняется
тем, что этот день считается в народе посвященным св. Пятнице: именем Пятницы
в простонародье называется мученица Параскева. В Четьях-Минеях повествуется,
что родители ее всегда чтили пятницу, как день страданий и смерти Спасителя,
за что и даровал им Господь в этот день дочь, которую они назвали «Параскеви»
т. е. пятницей. В прежних наших месяцесловах при имени св. Параскевы
упоминалось и название Пятницы; церкви, ей посвященные, до сих пор называются
Пятницкими". 28 октября, когда чтится память св. Параскевы, поселяне
кладут под ее икону зеленые плоды и хранят их до следующего года. В обетные
пятницы, собираясь праздновать, в одно назначенное место они выносят образ Параскевы
мученицы, обвешанный платками и лентами. На дорогах, при распутьях и
перекрестках издревле ставились на столбиках небольшие часовни с иконою св. Параскевы;
часовни эти также назывались «пятницами»". В других местностях все
особенности, приписываемые Пятнице, относят к Пречистой Деве; так, бабы не
прядут по пятницам, чтобы не запылить Богородицы, которая ходит тогда по
избам; еще накануне поэтому подметают в избах полы; шерсть, от которой нет
пыли, позволяют прясть.
Припоминая, что пятница у других европейских народов в
языческую эпоху была посвящена богине Венере или Фрее, справедливо будет
предположить, что в приведенных нами поверьях скрывается темное воспоминание
о древней языческой богине. Под влиянием христианских идей оно естественным
образом слилось со священными представлениями новой религии, подобно тому,
как атрибуты Перуна перенесены суеверным народом на Илью-пророка, а древнее
поклонение Волосу перешло на св. Власия.
Пятнице приписывают влияние на здоровье, урожай хлеба и
плодородие скота, почему во время падежей, моровой язвы и других бедствий
прибегают к ней с мольбами, совершают общественное богослужение и приносят
очистительные жертвы; в народе ходят даже молитвы, сочиненные в честь св.
Пятницы: они носятся на шее от различных недугов или привязываются к больной
голове. Во время церковных обрядов прежде выносили икону св. Параскевы,
увешанную лентами, монистами, цветами и душистыми травами: эти цветы и травы
оставались в церкви, и отвар их давали пить отчаянно больным, как вернейшее
средство к исцелению. По народному поверью, кто соблюдает пятницу, у того не
будет лихорадки. В Калужской губернии при начале жатвы одна из старух,
известная по легкости своей руки, отправляется ночью в поле нажинает один
сноп, связывает его и до трех раз то кладет, то ставит на землю, произнося
следующие слова: «Пятница-Параскева, матушка, помоги рабам Божьим (следуют
имена) без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и колдуницы,
еретика и еретицы!» Затем, взявши сноп, она старается пройти до двора, не
будучи никем замеченною. На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж,
обращаются с просьбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница-Параскева! Покрой меня
поскорее»". Духовный регламент Петра Великого упоминает о совершавшемся
в народе символическом обряде, указывающем на обожание Пятницы. «Слышится
(читаем в этом законодательном памятнике), что в Малой России, в полку стародубском,
в день уреченный праздничный водят женку простовласую под именем Пятницы, а
водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ с дары и со
упованием некие пользы».
|