Разрушительная сила молнии и грома и плодотворная сила
дождя, питающего земную растительность, в мире языческом приписывались у
славян Перуну. Известно, что с принятием христианства многие из старинных
представлений, согласно младенческой неразвитости народа, были перенесены им
на некоторые лица ветхо- и новозаветных святых. Так на Илью-пророка были
перенесены все атрибуты и все значение древнего божества молнии и грома,
которое представлялось разъезжающим по небу в колеснице на крылатых конях и
разбивающим тучи своими огненными стрелами. Поселяне наши до сих пор
представляют Илью пророка разъезжающим по небу в огненной колеснице; стук от
его езды производит слышимый нами гром". На лубочной картине Илья-пророк
изображается на колеснице, которая окружена со всех сторон пламенем и
облаками и запряжена четырьмя крылатыми конями; колеса огненные. Лошадьми
управляет ангел; Илья-пророк держит в руке меч. Под влиянием таких верований
создалась народная загадка, означающая «гром»: «Видано-невиданно, якого не
кидано! То свя-тыйкидав, шоб було хороше ему проихати»". В одном
заговоре читаем: «На море на окиане, на острове на Буяне гонит Илья-пророк в
колеснице гром с великим дождем. Над тучею туча взойдет, молния осияет, дождь
пойдет».
Молнию народ считает за стрелу, кидаемую Ильею пророком в
дьявола, который старается укрыться в животных и гадах; но и здесь находит
его и поражает небесная стрела. От св. Ильи, по народному верованию, зависят
росы, дожди, град и засуха; 20 июля, в день этого святого, ожидают грозы и
дождя, который непременно должен пролиться в это число. Белорусская
поговорка: «Ильля надзелив гнильля» — означает, что с Ильина дня идут
обыкновенно дожди, от которых гниют хлеб и сено в поле'. На этот праздник не косят
и не убирают сена, потому что в противном случае св. Илья убьет громом или
сожжет накошенное сено молнией". Если град выбивает хлеб местами, то
поселяне говорят: «Это Бог карает; он повелел Илье-пророку: когда ездишь в
колеснице, щади нивы тех, которые раздают хлеб бедным полною мерою; а которые
жадны и не знают милосердия — у тех губи!» Илье-пророку приписывают урожаи,
что видно из следующей припевки:
Ходит Илья,
Носит пугу (т. е.
плеть)
Житяную;
Де замахне —
Жито росте.
20 июля приготовляют хлеб из новой ржи и приносят в
церковь".
Сербские песни также наделяют Илью-пророка молнией и
громом; при разделе мира ему достались «мунье и стрийеле» (молния и стрелы),
почему сербы и называют его громовником; он запирает облака и посылает за
людские грехи засуху на землю. Те же верования связывают с Ильею-пророком и
другие народы. Осетины даже приносят ему жертвы; об убитом молнией они
говорят: Илья взял его к себе, и чествуют его труп. В некоторых местностях
Илью-пророка представляют в мантии огненного цвета, с мечем, на острее
которого горит пламя, и в красной шапке на голове.
Такое присвоение грома, молнии и дождей Илье-пророку имеет
в основании те аналогичные обстоятельства, которые окружают этого святого в
ветхозаветных сказаниях. По свидетельству этих сказаний он был живой взят на
небо в огненной колеснице, на огненных лошадях; во время своей земной жизни
он чудесным образом произвел однажды засуху и пролил дождь. Церковная песнь
молит его об отверстии неба и ниспослании дождя; иногда поселяне ставят на
воротах чашку ржи и овса и просят священника провеличать Илью на плодородие
хлеба.
В Новгороде в старину были две церкви: Ильи-Мокрого и Ильи-Сухого;
в засуху совершался крестный ход к первой церкви с мольбами о дожде, а с
просьбою о сухой и ясной погоде совершался крестный ход к церкви Ильи-Сухого".
Эти народные верования послужили источником, из которого
создались некоторые сказания, живущие в устах простолюдинов, а между ними и
напечатанная нами легенда об Илье-пророке и Николае-угоднике.
|