Жила была старуха, у ней были один сын и одна дочь. Жили
они в превеликой бедности. Вот раз как-то пошел сын в чистое поле посмотреть
на озимые всходы; вышел и осмотрелся кругом: стоит недалече высокая гора, а
на той горе на самом верху клубится густой дым. «Что за диво такое! — думает
он.— Уж давно стоит эта гора, никогда не видал на ней и малого дыма, а теперича,
вишь, какой густой поднялся! Дай пойду, посмотрю на гору». Вот полез на гору,
а она была крутая-крутая!— насилу взобрался на самой верх. Смотрит, а там
стоит большой котел, полон золота. «Это Господь клад послал на нашу
бедность!» — подумал парень, подошел к котлу, нагнулся и только хотел горсть
набрать — как послышался голос: «Не смей брать этих денег, а то худо будет!»
Оглянулся он назад — никого не видно, и думает: «Верно мне почудилось!» Опять
нагнулся и только хотел набрать горсть из котла — как послышались те же самые
слова. «Что такое? — говорит он сам себе,— никого нет, а голос слышу!»
Думал-думал и решился в третий раз подойти к котлу. Опять нагнулся за золотом
и опять раздался голос: «Тебе сказано — не смей трогать! А коли хочешь
получить это золото, так ступай домой и сделай наперед грех с родной матерью,
сестрою и кумою. Тогда и приходи: все золото — твое будет!»
Воротился парень домой и крепко призадумался. Мать и
спрашивает: «Что с тобой? Ишь ты, какой невеселый!» Пристала к нему, и так и
сяк подговаривается: сын не выдержал и признался про все, что с ним было.
Старуха как услыхала, что он нашел большой клад, с того самого часу и зачала
в мыслях держать, как бы ухитриться смутить сына да на грех навести. И в
первой таки праздник позвала к себе куму, перемолвила с нею и с дочерью, и
придумали они вместе напоить малого пьяным. Принесли вина и ну его подчивать,
вот он выпил рюмку, выпил и другую, и третью, и напился до того, что совсем
позабылся и сотворил грех со всеми тремя: с матерью, сестрою и кумою. Пьяному
море по колена; а как проспался да вспомнил, какой грех-то сотворил,— так
просто на свет не смотрел бы! «Ну, что же, сынок,— говорит ему старуха,— о
чем тебе печалиться? Ступай-ка на гору да таскай деньги в избу». Собрался
парень, взошел на гору, смотрит: золото стоит в котле нетронуто, так и
блестит! «Куда мне девать это золото? Я бы теперь последнюю рубаху отдал,
только б греха избыть». И послышался голос: «Ну, что еще думаешь? Теперича не
бойся, бери смело, все золото — твое!» Тяжело вздохнул парень, горько
заплакал, не взял ни одной копейки и пошел, куда глаза глядят.
Идет себе да идет дорогою, и кто ни встретится — всякого
спрашивает-, не знает ли, как замолить ему грехи тяжкие? Нет, никто не может
ему сказать, как замолить грехи тяжкие. И со страшного горя пустился он в
разбой; всякого, кто только попадется навстречу, он допрашивает: как замолить
ему перед Богом свои грехи? И если не скажет — тотчас убивает до смерти.
Много загубил он душ, загубил и мать, и сестру, и куму, и всего — девяносто
девять душ; а никто ему не сказал, как замолить грехи тяжкие. И пошел он в
темный дремучий лес, ходил-ходил, и увидел избушку — такая малая, тесная, вся
из дерну сложена; а в этой избушке спасался скитник. Вошел в избушку; скитник
и спрашивает: «Откуда ты, добрый человек, и чего ищешь?» Разбойник рассказал
ему. Скитник подумал и говорит: «Много за тобою грехов, не могу наложить на
тебя епитимью!» — «Коли не наложишь на меня епитимьи, так и тебе не миновать
смерти; я загубил девяносто девять душ, а с тобой ровно будет сто». Убил
скитника и пошел дальше. Шел-шел и добрался до такого места, где спасался
другой скитник, и рассказал ему про все. «Хорошо,— говорит скитник,— я наложу
на тебя епитимью, только можешь ли ты снести?» — «Что знаешь, то и приказывай,
хоть каменья грызть зубами — и то стану делать!» Взял скитник горелую
головешку, повел разбойника на высокую гору, вырыл там яму и закопал в ней
головешку. «Видишь,— спрашивает он,— озеро?» А озеро-то было внизу горы, с
полверсты эдак. «Вижу»,— говорит разбойник. «Ну, ползай же к этому озеру на
коленках, носи оттудова ртом воду и поливай это самое место, где зарыта
горелая головешка, и до тех таки пор поливай, покудова ни пустит она
отростков и ни вырастет от нее(я) яблоня. Вот когда вырастет от нее яблоня,
зацветет да принесет сто яблок, а ты тряхнешь ее, и все яблоки упадут с
дерева наземь: тогда знай, что Господь простил тебе все твои грехи». Сказал
скитник и пошел в свою келью спасаться по-прежнему. А разбойник стал на
колена, пополз к озеру и набрал в рот воды, взлез на гору, полил головешку и
опять пополз за водою. Долго, долго эдак он потрудился; прошло целых тридцать
лет — и пробил он коленками дорогу, по которой ползал, в пояс глубины, и дала
головешка отросток. Прошло еще семь лет — и выросла яблоня, расцвела и
принесла сто яблок. Тогда пришел к разбойнику скитник и увидел его худого да
тощего: одни кости! «Ну, брат, тряси теперь яблоню». Тряхнул он дерево, и
сразу осыпались все до единого яблоки; в ту ж минуту и сам он помер. Скитник
вырыл яму и предал его земле честно.
В. Была вдова, у нее было двое детей: сын и дочь. Жили они
в большой бедности. Вот мать и надумалась отдать своего сына в пастухи. В
одно время пас он скотину в лесу. И привез туда колдун воз денег, вырыл яму,
вывалил в нее деньги, забросал землею, и стал заклинать: «Достаньтесь, мои
деньги, тому, кто сотворит грех с родной матерью, с родной сестрою и с
кумою!» Заклял и уехал. Пастух все это слышал; пригнал скотину на село и
рассказал про этот клад своей матери. Крепко польстилась она на деньги; вот
наутро нарядилась она так, что и признать ее нельзя, и пошла туда, где сын ее
пас скотину; пришла и давай с ним играть. Играла-играла и навела его на
грех... На другой день нарядила она свою дочь, послала в поле и наказала, что
делать. И эта играла-играла с пастухом, и навела его на грех... Воротился сын
домой. Вдова и говорит ему: «Ступай, доставай клад!» — «Ах, матушка, ведь я
тебе сказывал, какой это клад: мне он не дается!» — «Небось, дается! Ведь ты
сотворил грех и со мною, и с сестрою, а она тебе и сестра и кума вместе; ты с
ней у соседа крестил».— «Ах, матушка, матушка! До чего ты меня довела? Не
хочу теперь с вами жить, лучше пойду — куда глаза глядят!» И только вышел сын
за ворота и сделал шагов десять, как вдруг поднялся ветер, изба вспыхнула и в
одну минуту сгорела вместе с его матерью и сестрою. Он еще пуще приуныл и
подумал про себя: «Стало быть, я великой грешник перед людьми и Богом!»
Шел он, шел, и попал в большой дремучий лес; увидел
тропинку, пустился по этой тропинке и пришел к келье; начал стучаться,
пустынник его и спрашивает: «Кто там?» — «Грешник, святый отче!» — «Подожди,
молитву окончу». Окончил молитву, вышел из кельи и спрашивает: «Куда Бог
несет? И что надобно?» Рассказал ему странник. «Это грех великой! Не ведаю,
можно ли отмолить его; ступай-ка ты по этой дорожке, и дойдешь до другой
кельи — там живет пустынник старей меня вдвое; может, он тебе и скажет».
Пошел странник дальше и дальше, приходит к келье и опять стучится. Пустынник
стоял тогда на молитве. «Кто там?» — спрашивает он. «Грешник, святый отче!» —
«Подожди, молитву окончу». Окончил молитву, вышел и спрашивает: «Что за
грешник такой?» Странник рассказал про все. «Коли хочешь отмаливать свои
грехи,— сказал ему пустынник,— так пойдем со мною». Дал ему топор и повел к
толстой березе: «Свали-ка эту березу и разруби ее на три части». Тот свалил
березу с корня и разрубил на три части. Пустынник зажег эти три бревна; вот
они горели-горели, и остались только три малые головешки. «Закопай ты эти
головешки в землю, и день и ночь поливай их водою!» — сказал пустынник и
ушел. Грешник зарыл три головешки в землю и начал поливать их и день, и ночь;
год поливал, и другой, и третий... долго-долго трудился: две головешки уж
пустили отростки, а третья нет, как нет! Пришел к нему пустынник, видит:
выросло две березки, и говорит: «Бог простил тебе два греха — с матерью и
сестрою, а третьего — с кумою — ты еще не замолил у Господа. Вот тебе стадо
черных овец, паси его да молись Богу до тех пор, пока ни станут все овцы
белыми». Погнал грешник овец, пасет год, и другой, и третий, много молится,
много трудов несет — только овцы все остаются черными.
Вот стал мимо его по заре ездить какой-то человек: едет
себе и всякой раз распевает веселые песни. «Дай, спрошу, думает грешник, что
это за человек ездит?» Вышел на дорогу, подождал немножко и видит: подъезжает
тот самой человек и поет песню. Он сейчас схватил его лошадь за узду, остановил
и спрашивает: «Кто ты таков и зачем поешь эдакие песни?» — «Я разбойник, езжу
по дорогам и убиваю людей; чем больше убью за ночь, тем веселее песню пою! Не
утерпел пастух, размахнулся своей дубинкою и убил разбойника наповал».— «Ах,
что же я наделал? — говорит он,— одного еще греха не отмолил, а уж другой
грех нажил!» Воротился к овцам, а они все белые; пригнал овец к пустыннику и
рассказал все, что с ним было. Пустынник и говорит: «Это за тебя мир умолил
Бога!»
(Обе из собрания В. И.Даля.)
|