А. Один пустынник молился тридцать три года, и видит, к какому-та
царю ходят дьявола на обед, ивкают, гайкают (кричат, кличут), пляшут, скачут
и песни поют. Один раз Поганька хромой отстал от дьяволов; пустынник вышел да
и спрашивает его: «Куда вы так ходите?» — «Да ходим вот к такому-то царю на
обед; у него все стряпухи делают все, не бяагословясь, нам и ладно!» Старик и
думает, как бы об этом известить царя; а от царя носили ему обедать каждый
день. Он принял ества да на тарелках взял и надписал, что дьявола к нему
ходят на обед каждый день. Царь увидел эту надпись, тотчас всех людей
переменил и поставил к стряпне людей набожных; за что они ни возьмутся — все
говорят: «Господи, благослови!» Видит пустынник дьяволов — вперед шли, веселы
и радостны, а назад идут, заунывны и печальны, и спрашивает опять Поганьку,
что они не веселы? Тот только и сказал: «Молчи же! Уж мы тебе отплатим!» Не
стал видать после того пустынник дьяволов. Один раз приходит к нему женщина
набожна. Он ее расспросил: кака, откуда? Те-други разговоры, стали винцо
попивать и напились, сговорились венчатца; пошли, видят все готово, как и
есть. Пришло время венцы надевать; уж начали — только надеть. Пустынник и
перекрестился; дьявола отступились, и он увидел петлю; да после того опять
тридцать три года молился, грехи замаливал! (Записана там же государственным
крестьянином А Зыряновым)
В. Был пустынник, молился тридцать лет Богу: мимо его
часто пробегали беси. Один из них хрЪмой отставал далеко от своих товарищей.
Пустынник остановил хромого и спросил: «Куда вы, беси, бегаете?» Хромой
сказал: «Мы бегаем к царю на обед».— «Когда побежишь назад, принеси мне
солонку от царя; тогда я поверю, что вы там обедаете». Он принес солоницу.
Пустынник сказал: «Когда побежишь опять к царю обедать, забеги ко мне взять
назад солоницу». Между тем на солонке написал: «Ты, царь, не благословясь,
кушаешь; с тобой беси едят!» Государь велел, чтобы на стол становили все, благословясь.
После того бесенки прибежали на обед и не могут подойти к благословенному
столу, жжет их, и убежали назад.
Начали спрашивать хромого: «Ты оставался с пустынником;
верно, говорил с ним, что мы на обед ходим?» Он сказал: «Я только одну солоницу
приносил ему от царя». Начали беси хромого за то драть, для чего сказывал
пустыннику. Вот хромой в отмщение построил против кельи пустынника кузницу, и
стал стариков переделывать в горно на молодых. Пустынник увидел это, захотел
и сам переделаться: «Дай-ка,— говорит,— и я переделаюсь!» Пришел в кузницу к
бесенку, говорит: «Нельзя ли и меня переделать на молодого?» — «Изволь»,—
отвечает хромой, и бросил пустынника в горна; там его варил-варил и выдернул
молодцом; поставил его перед зеркало: «Поглядись-ка теперь — каков ты?»
Пустынник сам себе налюбоваться не может. Потом
понравилось (захотелось) ему жениться. Хромой предоставил ему невесту; оба
они глядятся не наглядятся друг на друга, любуются не налюбуются. Вот надобно
ехать к венцу; бесенок и говорит пустыннику: «Смотри, когда венцы станут
накладывать, ты не крестись!» Пустынник думает: как же не креститься, когда
венцы накладывают? Не послушался его и перекрестился, а когда перекрестился —
то увидел, что над ним нагнута осина, а на ней петля. Если б не
перекрестился, так бы тут и повис на дереве; но Бог отвел его от конечной
погибели. (Из собрания В.И.Даля.)
С. Жил-был святой пустынник, и вычитал он в Писании: все,
чего ни пожелаешь, и все, чего ни попросишь у Бога с верою,— то Господь тебе
и дарует. Захотелось ему испытать: правда ли это? «Ну, можно ли тому
статься,— думал он,— коли я пожелаю взять за себя царевну, то ужли ж царь и
выдаст ее за такого старца!» Думал-думал и пошел к царю. Так и так, говорит,
хочу взять за себя царевну замуж А царь говорит: «Коли ты достанешь мне такой
дорогой камень, какого еще никто не видывал, так царевна будет твоею женою».
Воротился пустынник в келью; а черту давно уж досадно смотреть на его святое
житие, пришел он соблазнять пустынника и стал сказывать ему про свое
могущество. «А сможешь ли ты, нечистой, влезть в этот кувшин с водою?» — «Э!
Да я, пожалуй, в пустой орех влезу, не только в кувшин!» — «Однако попробуй
сюда влезть!» Черт сдуру влез в кувшин, а пустынник и начал его крестить.
«Пусти меня; сделай милость, пусти! — заорал черт во все горло,— крест меня
жжет, страшно жжет!» — «Нет, не пущу! Разве возьмешься достать мне такой
дорогой камень, какого еще никто на свете не видывал — ну, тогда другое
дело!» — «Достану, право слово, достану, только пусти!» Пустынник открестил
кувшин; черт выскочил оттудова и улетел. Через малое время воротился он с
таким дорогим камнем, что всякому на диво! Взял пустынник камень и понес к
царю. Тот — делать нечего — велел царевне готовиться замуж за старца; а
пустынник и говорит: «Не надо! Вишь, начитал я в Писании: что ни попрошу у
Бога — то мне и сделает, вот мне и захотелось попытать, а взаправду-то
жениться я не хочу». А нечистой уж как было радовался, что смутил пустынника:
«Вот-де женится на царевне, какое тут спасенье!»
В другой раз заспорил пустынник с чертом: «Не влезешь-де
ты, окаянный, в орех свистун (свищ)! Черт расхвастался и влез. Вот пустынник
давай его крестить. «Пусти! — закричал нечистой,— пожалуйста, пусти! Меня
огнем жжет!» — «Выпущу, коли пропоешь ангельские гласы!» — «Не смею,— говорит
нечистой,— меня разорвут за это наши!» — «Одначе пропой!» Что делать?
Согласился черт; вот выпустил его пустынник на волю, сам пал на колени и
зачал Богу молиться, а нечистой запел ангельские гласы: то-то хорошо! То-то
чудесно! Вишь, чертй-то прежде были ангелы, оттого они и знают ангельские
гласы. Как запел он — так и поднялся на небо: Бог, значит, простил его за это
пение. (Записана издателем в Воронежской губернии, Бобровском уезде.)
|