Заставил Господь слипова ды бизрукыва караулить сад. Бизрукый
яблыка ни дастанить, слипой ни найдить. Паспели яблыки, пашли духи сладкий. «Малый,
как жа нам яблыка пакушить?» — «Садись вирхом на мине, а я пыдвизу к яблынки».
Слипой нарвал пазуху яблык. Бизрукый узрил Бога, драгнул ат яблынки бежать. Слипой
та плеч (он за пличи диржалси — вирхом на бизрукым атарвалси, ударилси аб земь,
ды-й абмер. Господь приходить: «Бизрукый, иде слипой?» — «Омырыкяво ашиб».
Господь приходить к слипому: «Слипой, с чаво ж ты абмер? Абманываишь ты мине,
слипой! Ни омырык тибе ушиб, ты с пличей убилси с бизрукыва!» — «Абманул я тибе,
Госпыди! Прасти мине». Прастил слипова, ды-й пашол.
Сыбрались караульщики, на варатах стаять. Идет дьявыл: «Здрастуйти,
рибята! Што ж вы яблык ни йдитя?» — «Как жа нам их есть? У мине рук нету, у ниво
глаз. Я ни дастану!» — «А я ни найду!» — «Плохи ж вы, рибята, кады в саду яблык
ни йидитя».
«Мы ни ухитримся, как их есть!» — «Эка, как? Бизрукый пади
ударьси аб яблыню, а слипой падбери!» Яблынки были насажи-ны друг ат друга на
сажню. Бизрукый как ударилси аб яблыню — увесь тот сад абтрес. Слипой лег на пуза,
прикатал усю траву — все яблыки искал. Ну, Гасподь приходить: «Караульщики, хто
ж у вас сад абтрес?» — *Ветир поднялси, увесь сад абтрес!» — «Ат чаво жа яблыни
пазавяли?» — «Ат яснава со(л)нца!» — «Ат чаво жа нижний бака папрели?» — «Ат сильныва
дожжа!» — «А хто жа у вас в саду траву примял?» Слипой гаварить: «У мине
живот ба-лел, все каталей!» — «Врешь ты, слипой! Все абманываишь мине!» Сабрал
Господь караулыцикав, узял огнинныи прутьи, выбил их огнинными прутьими: «Выдитя,
праклятыи калеки, вон из маиво саду, пабирайтиси по миру атныни давеку!»
Господь сказал: «Дай жа я сделаю Ноя Правидныва, штоб у
маем у свети была правда». Приставил сабаку голую караулить Ноя Правидныва: «Сматри
ж ты, сабака, никаво ни пущай сматреть маиво Ноя Правидныва!» Приходить дьявыл
к сабаки: «Пусти мине, сабака, Ноя Правидныва пыематреть!» — «Мне Господь ни вилел
никаво пущать».— «Хатя ты ни пущаищь мине Ноя Правидныва пыематреть, а я тибе
дам шубу и на руки и на ныги: придет зима, придуть марозы — ни надыть тибе
избы». Дал дьявыл сабаки шубу; сабака пустила дьявыла пыематреть Ноя Правидныва.
Дьявыл ахаркыл, апливал Ноя Правидныва; стал Ной синий, зиленый, дурной...
странно на Ноя глидеть стало! «Што ж ты, сабака, да Ноя дьявыла дапустила? Што
ж я тибе гаварил!» — «А што ж ты мине без шубы приставил?» — «Штоб ты цирковны-ва
звону ни слыхала, у Божий храм ни хадила!» Взял Господь, апасли той сабаки,
Ноя вывырызал: аплевыныя, ахоркыныя в сиредку... Из Ноевыва рибра сделал
Господь жину Евгу. «Ну, Ной с Евгаю Правидный! Усе плады ештя; аднаво плада
ни трогайтя, вот с той-та яблынки». Евга гаварить: «Ной Правидный! Ат чаво ж
эта так Бог гаварить: усе плады ештя, а с аднаво ни трогайтя? Давай пакушаим!»
Сели па яблычку, па разу укусили... друг друга зы-стыдились: Евга пыд лапух,
а Ной пыд другой друг ат друга схара-нилиси. Приходить Господь: «Ной Правидный!
Игде ты?» — «Я вот ын!» — «Иди ка мне!» — «Я наг!» Ной гаварить: «Госпыди! Сатвари
нам адежу». Вышли ани к ниму; выбил их Господь ог-нинными прутьими, выгнал из
саду вон!
Выслымши из саду Ноя Правидныва, умилилси Господь. «Ной Правидный,—
гаварить,— у нас будить чириз три года патопа; штобы ты в три года кавшег и выстраил.
Ной Правидный! Кав-шег строй, да жине ни сказывай, што строишь!» Пашол Ной Правидный
у рощу строить кавшег; строить год, строить два. Дьявыл приходить: «Ной Правидный,
што делаишь?» — «Разве ты сли-пой? Ты видишь, што я делаю!» — «Я вижу, што ты
строишь, ды ни знаю!» — «И ни веляна тибе знать!» Дьявыл ударилси из рощи к Ноивый
жине, к Евги: «Евга, успраси ты у мужа, што он дела-ить?» А Ной Правидный жине
атказываить: «Я так па рощи хажу, на древья сматрю, сам сибе забавляю!» — «Ен
ни па рощи гуля-ить, ен штой-та рубить!» — «Я ни знаю».— «Сделай жа ты квасу,
наклади хмелю!» Усхвалил сам сибе Ной: «Слава тибе, Госпыди! Састроил сибе
судно за палгода патопы». Приходить, стал кушать: «Евга, нет ли чаво, пакушамши,Ж
напитца?» Напилси квасу, лег атдыхать. «Ной Правидный! Два года ходишь, да
мне правды ни скажишь, штой-та такоя ты рабатаишь?» — «Экая ты! Вот аста-лась
палгода да первыва мая; у май месицы, у первым числе, будить патопа!» Атдахнумши,
приходить Ной к кавшегу: увесь кавшег дьявыл разметал. «Экая!., пригряшил я
дли(я) тибе!» Шесть месицыв ен йиво сыбирал, ни пимши, ни емши, и дамой ни ха-дил.
Приходить жа Господь: «Ной Правидный, сабирай жа всяких звирьев у кавшег па
паре, и дичи, пладов всяких». Собрал жа ен зверев всяких, и ужов, и пладов
всяких. «Будить,— гаварить Господь,— патопа: затопить и леса, и луга, и балота,
и дама! Будить патопа на двинадцать сутык». Ной забрал все.
Дьявыл гаварить: «Евга, как жа мне с табою у кавшег за-лесть?»
— «Я ни знаю!» — «Разуй леваю ногу да глянь скрозь ноги на мине; а патыль (до
тех пор) ты ни лезь у кавшег, пакыль страшная патопа ни настанить, пакыль вада
ни разальетси увиз-де; ен на тебе закричить: лезь ка мне, акаянная, а то утопнишь!
Как ен тибе акаяннай назавет — и я с табой улезу. А датыль не ла-зий». Евга
глянула скрозь ноги, Ной-закричал: «Лезь жа ты ка мне! Лезь жа скарея, акаянная!»
Как сказал Ной, дьявыл как сигнеть (прыгнет) у кавшег и паплыл; скинулся
(обратился) мышью — кавшег пратачил. Уж узял эту дыру галавой и заткнул, игде
мышь пратачила. Плавыли ани адинатцать сутык па вазморью, па этай пы патопи. Паслал
Ной Правидный ворана: «Палити жа ты, чор-най воран, узнай есть ваде панижения,
али нет?» Воран литал, литал, нашол падла и стал кливать на острави. «Идее ж
ты был, воран?» — «Я,— говарить,— аташол да падла кливал!» — «Как жа ты ни паслушил?
Мы тибе пасылали пысматреть вады; ведь всякая душа да хвалить Господа! Будь жа
ты, воран, как пень гаре-лый; будь жа у тибе дети гадавыи: как дитей даждешьси
— сам акалей!» Ведь как воран даждетца дитей, выходить, выкормить — сам акалеить;
ведь ани все калеють! «Литии ж ты, голубь; пысма-три ж ты патопы: спадаить
ли, прибавлять ли?» Литал, литал голубь; патопа сбавила на три аршина; и нашол
ен такоя места су-хоя, игде можна кавшегу вылести на край. Приплыли х(к) пристыни.
Приходить Господь: «Што вы живы ли усе?» — «Слава ти, Госпыди!
Усе живы!» — «Выходитя ж вон!» Усе вышли; напаследак дьявыл сиг! «Вот, Госпыди,
хотел мине утапить; веть я вот ан! Я тибе балыной враг!» — «Кали ж ты мне бальшой
враг, вазьми ж ты мине за руку». Вазьметь дьявыл Госпыда папирех руки, да ни поймаить
— руку апустить. «Дай жа я тибе вазьму за руку!» Как вазьметь Гасподь дьявыла
за руку: «Ой, ой, ой! Я буду тибе хоть меньшой брат!» — все, вишь, у братья лезить.
«Лезь жа ты, меньшой брат, у моря, дастань зимли горсть: даваий зимлю засивать».
Ани прибились х(к) кургану, а кругом все моря стояла. Полез дьявыл в моря,
схватил зимли горсть, да ни вытащил — всие размыла! Раз слез, другой, третий
слез... у читвертай полез. «Брат,— гаварить Господь,— скажи: "Госпыди Иисус
Христос!"» Сказал дьявыл: «Шспыди Иисус Христос!» Нырнул в моря и
вытащил зимли у горсти с макавых два зирна. «Лезь жа ищо, этай зимли мала!» —
«Пастой жа,— гаварить сам сибе дьявыл,— я запхаю си-бе за щику зимли: што
Господь будить делать, я сибе тожа сделаю». Взял Господь перехрястилси, кинул
зимлю на три стораны: сделались па взморью луга, леса, рощи... ровна! «Госпыди,
а што ж за май труды, какоя будить угожение?» — «Пасажали мы белый свет;
может, тибе будуть хвалити, мине поминати; я и тем буду даволин».
«Ну, Ной, живи на зимли, радися, пладися!» — «Госпыди,
скора ж ат мине ат аднаво белый свет нарадитца?» Господь гаварить: «Ты мужика
сваляй из глины, а господ из пшенишныва из теста». Барзой кабель стаял сзади,
схватил пшенишный ком да бижать: ат Варонижа да нашива сила все аднадворцев
и...
«Госпыди, я насилия народу ат Варонижа ды Куракина на
двести на восемдесят верст. Госпыди, у чом жа нам жить будить? Народу я распладил
многа!» Господь дал им тапоры, срубил им избы: «Живитя, вот вам избы!» — «Госпыди,
на чом жа нам работать?» Дал Господь лошадь. «Да чем жа йие абратать?»
Господь свизал обрыть*, свизал хамут. Вот спирва сыбралось чила-век сорык
народу абгарнуть (окружить — см. Опыт обл. словаря, с. 131) лошадь ды загнать
в хамут, а там обрыть вздернуть; стали впириди, растапырили хамут да обрыть!
Господь паймал лошадь, запрег: «Вот вам, гаварить, изба, лошадь, упряж; живитя
да мине хвалитя!» Вот мы таперича живем да и хвалим йиво: «Слава тибе, Госпыди!
Што усе паказал».
(Доставлена П. В. Киреевским.)
' Мочальная или веревочная узда. (Опыт обл. великор.
словаря, с. 135.)
|