Када-га адна баба ни пачла" матушку Пятницу и учла
(начала) прядиво мыкать да вертеть. Прапряла она да абеда, и вдруг сон на нее
нашел — такой магучай сон! Уснула ана, вдруг атварилась дверь и входит, вишь,
матушка Пятница, в очью всем, в белом шушуне", да сердитая такая! И шмых(г)
пряма к бабе, ще пряла-та. Набрала в горсть кастрики с пола, какая атлятала-та
ат мочек*", и ну пасыпать ей глаза, и ну пасыпать! Пасыпала да и была такава:
паминай как звали! Ничаго и ня молвила, сярдешная. Та баба как праснулась,
так и взвыла благим матам ат глаз, и ни ведая, ат чаго ани забалели. Другие
(бабы) сидя(т) в ужасьи и учали вапить: «Ух ты, акаянная! Заслужила казнь
лютую ат матушки Пятницы»,— и сказали ей все, ще было. Та баба слушала-слушала
и ну просить: «Матушка Пятница! Взмилуйся мне, помилуй меня грешную; поставлю
те(тебе) свечку, и другу-недругу закажу обижать те(тебя), матушка!» И ще ж ты
думаешь? Ночью, вишь, опять прихадила ана и выбила из глаз у той бабы кастру-та,
и ана апять встала. Грех вели-кай абижать матушку Пятницу — прядиво мыкать да
прясть! (Записана в Липецком уезде Тамбовской губернии селъскимучи-телем Елисеем
Сабуровым?)
' Не почтила.
" Женская одежда. (Опыт обл. великор. словаря, с.
269.)
"* Мочка — прядь льна или поскони (ibidem, c.l 17).
|