Некое божество и некий демон пошли к одному великому мудрецу, чтобы
узнать у него, что такое Сущее (Высшее всего прочего). Они долго
учились у него, и, наконец, мудрец сказал каждому из них: «Ты сам — то
существо, которое ищешь». Оба они подумали, что их тела и есть Сущее.
«Мы узнали всё, что нужно; ешьте, пейте и веселитесь; мы — Сущее, и нет
ничего выше нас».
Натура демона была невежественной, помрачённой, и ему не требовалось
ничего больше. Он был вполне удовлетворён мыслью, что он — Бог, что под
Сущим следует понимать тело. Но божество имело более чистую натуру.
Сначала оно впало в ошибку, думая, что «Я» — это тело, и что оно-то и
есть Бог, и что поэтому необходимо держать его крепким, здоровым и
хорошо одетым и доставлять ему всякого рода телесные наслаждения. Но
через несколько дней оно пришло к заключению, что так не мог думать
мудрец, его учитель, что он подразумевал нечто более высокое. Поэтому
оно вернулось к мудрецу и спросило:
— Учитель, тому ли ты меня учил, что это тело есть Сущее? Я вижу, что все тела умирают, Сущее же не может умирать.
Мудрец отвечал:
— Найди его; ты — Оно.
Тогда божество подумало, что то, что подразумевает мудрец, суть
жизненные силы, действующие в теле. Но после некоторого времени нашло,
что если оно ест, то эти жизненные силы остаются крепкими, а когда
голодает, они слабеют. Оно опять отправилось к мудрецу и спросило:
— Учитель, думаешь ли ты, что Сущее — это жизненные силы?
Мудрец отвечал:
— Найди его сам; ты — Оно.
Божество вернулось, подумав, что, может быть, Сущее — значит разум.
Но через несколько дней пришло к заключению, что мысли бывают так
различны: то хорошие, то дурные, — что разум слишком изменчив, чтобы
быть Сущим. Оно ещё раз пришло к мудрецу и сказало:
— Учитель, я не думаю, чтобы и разум мог быть Сущим; его ли ты имел в виду?
— Нет, — ответил мудрец. — Ты — Оно; найди его сам.
Божество ушло и наконец поняло, что, несомненно, оно и есть Сущее,
высшее всякого разума, одно, не имевшее рождения и смерти, то, что меч
не может пронзить, ни огонь сжечь, что воздух не может иссушить, ни
вода растворить; безначальное, нерождённое, неизменное, неосязаемое,
всеведущее, всемогущее Существо, которое не есть ни тело, ни разум, но
выше их обоих. Тогда оно удовлетворилось, а бедный демон, вследствие
своей привязанности к телу, так и не узнал истины.
Ссылка на притчу
или так
Сущее
|